Так, как мы говорим), но и с помощью другого механ изма. Оказывается, обычный
Способ функционирования речи не единственный, и выпавший способ может быть
Замещен другими способами функционирования.
Решающую роль в процессах замещения во всем социальном развитии ребенка
Играют вспомогательные средства (речь, слова и другие знаки), с помощью которых
Ребенок научается стимулировать самого себя. Роль вспомогательных средств,
Которыми обогащается реб енок в процессе развития, и приводит ко второму
Основному положению, характеризующему компенсаторные процессы, к положению о
Коллективе как факторе развития высших психологических функций нормального и
Ненормального ребенка.
Позвольте начать с общего психологического закона, заключающегося в том, что
Ряд высших психологических функций проделывает самый разнообразный путь, который
Легче понять на примере возникновения и развития мышления как высшей формы связи
|
|
С речью. Вы знаете, что речь первоначально развивается как средство общения,
Взаимного понимания, как функция коммуникативная, социальная. Внутренняя речь,
Т. е. речь, с помощью которой человек мыслит, возникает позднее, и есть
Основание полагать, что процесс ее образования совершается только в школьном
возрасте. Путь превращения речи как средства общения, как функции социального"
Коллективного поведения, путь превращения речи в средство мышления, в
Индивидуально-психологическую функцию дает представление о з аконе, управляющем
Развитием высших психологических функций. Этот закон можно выразить так: всякая
Высшая психологическая функция в процессе детского развития появляется дважды,
Сперва как функция коллективного поведения, как организация сотрудничества
Ребенка с окружающим, затем как индивидуальная функция поведения, как внутренняя
Способность деятельности психологического процесса в узком и точном смысле этого
Слова. Точно так же и речь из средства общения становится средством мышления.
Новые исс ледования показали, что так же точно логическое мышление, для которого
Характерно подыскивание методов обоснования своего суждения, возникает у ребенка
Дошкольного возраста не раньше, чем в детском коллективе возникает спор, не
Раньше, чем у ребенка в озникает необходимость мотивировать собственное
Утверждение. Как выражается один из исследователей, не только дети, но и мы,
Взрослые, охотно верим самим себе на слово, т.е. мало требуем доказательств.