Позволяющий, например, говорить не только с помощью одного механизма (только

Так, как мы говорим), но и с помощью другого механ изма. Оказывается, обычный

Способ функционирования речи не единственный, и выпавший способ может быть

Замещен другими способами функционирования.

Решающую роль в процессах замещения во всем социальном развитии ребенка

Играют вспомогательные средства (речь, слова и другие знаки), с помощью которых

Ребенок научается стимулировать самого себя. Роль вспомогательных средств,

Которыми обогащается реб енок в процессе развития, и приводит ко второму

Основному положению, характеризующему компенсаторные процессы, к положению о

Коллективе как факторе развития высших психологических функций нормального и

Ненормального ребенка.

Позвольте начать с общего психологического закона, заключающегося в том, что

Ряд высших психологических функций проделывает самый разнообразный путь, который

Легче понять на примере возникновения и развития мышления как высшей формы связи

С речью. Вы знаете, что речь первоначально развивается как средство общения,

Взаимного понимания, как функция коммуникативная, социальная. Внутренняя речь,

Т. е. речь, с помощью которой человек мыслит, возникает позднее, и есть

Основание полагать, что процесс ее образования совершается только в школьном

возрасте. Путь превращения речи как средства общения, как функции социального"

Коллективного поведения, путь превращения речи в средство мышления, в

Индивидуально-психологическую функцию дает представление о з аконе, управляющем

Развитием высших психологических функций. Этот закон можно выразить так: всякая

Высшая психологическая функция в процессе детского развития появляется дважды,

Сперва как функция коллективного поведения, как организация сотрудничества

Ребенка с окружающим, затем как индивидуальная функция поведения, как внутренняя

Способность деятельности психологического процесса в узком и точном смысле этого

Слова. Точно так же и речь из средства общения становится средством мышления.

Новые исс ледования показали, что так же точно логическое мышление, для которого

Характерно подыскивание методов обоснования своего суждения, возникает у ребенка

Дошкольного возраста не раньше, чем в детском коллективе возникает спор, не

Раньше, чем у ребенка в озникает необходимость мотивировать собственное

Утверждение. Как выражается один из исследователей, не только дети, но и мы,

Взрослые, охотно верим самим себе на слово, т.е. мало требуем доказательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: