Изучение умственно отсталых детей показывает: та картина, которую мы
Открываем у умственно отсталого ребенка 8 лет, вовсе не может быть отнесена к
Ядру дебильности, т. е. к первичной внутренней его недостаточности. Позвольте
Взять конкретный пример, с которого я начал. Клинические наблюдения показывают,
Что у некоторых умственно отсталых детей имеется чрезвычайное расхождение,
Ножницы, между недоразвитием элементарных и развитием высших психических
Функций. Недоразвитие проявляется в двух формах: и ли при общей бедности
Развития элементарных функций мы наблюдаем чрезвычайное развитие высших
Психических функций, которое маскирует умственную отсталость ребенка; или же,
Что встречается чаще, непропорционально слабое развитие высших психических функ
Ций по сравнению с органическими. Передо мной ребенок-дебид 10 лет. По сумме
Тестов его умственная отсталость оценивается в 3 года, т. е. он отстает от
Нормального ребенка на 3 года; значит, окончательные данные о ребенке должны
Показать картину, сход ную с картиной, которую дает нормальный ребенок в 7 лет.
Оказывается, такой суммарный подход неверен. Если высшие психические функции
Ребенка-дебила недоразвиты гораздо больше, чем у семилетнего ребенка, то
Приходится прийти к важному педагогическому выводу, что недоразвитие его высших
Психических функций могло бы уступить хорошему педагогическому воздействию в
Отличие от развития элементарных психических функций.
Внимательные исследователи задались вопросом: откуда возникает неравноценное
Недоразвитие низших, органических, и высших, психических, функций? Если бы
Отсталость в области высшего и низшего развития одинаковым образом
Непосредственно вытекала у дебил а из первопричины, вопрос не возник бы. Эта
Неравномерность привела впервые к эмпирической формулировке вопроса: вычитается
Ли у дебильного ребенка недоразвитие высших функций непосредственно
Первопричиной или это осложнение второго порядка? Экспериме нтальные данные и
Клинические исследования помогли найти ответ. Недоразвитие высших функций
Связано с культурным недоразвитием умственно отсталого ребенка, с выпадением его
из культурного окружения, из "питания" среды. Из-за недостаточности он вовремя
Не испытал влияния окружающей среды, вследствие чего его отсталость
Накапливается, накапливаются отрицательные свойства, добавочные осложнения в
Виде социального недоразвития, запущенности. Всё это в качестве вторичных