И глухими. У умственно отсталых детей поврежден центральный аппарат, их

Компенсаторный фонд беден, возможности развития часто очень ограниченны по

Сравнению с нормальными детьми. Если для воспитания глухого и слепого ребенка

Характерно своеобразие символики и способа обучения, то для воспитания

Слабоумного необходимо качественное изменение самого содержания образовательной

Работы. Однако компенсаторные процессы, как правило, всегда имеют место и в

Развитии такого ребенка. Иногда они приводят к образованию специальных талантов

(в области памяти, наблюдательности и т. д.), чаще всего они выражаются в

Развитии практического интел лекта, т. е. способности к разумному действию, в

Моторной одаренности и т. п.

Ребенок с дефектом и нормальный ребенок. Процесс компенсации, вызываемый

Дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого

Дефекта, компенсаторного фонда, т. е. богатства отсталых органов и функций

Организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания,

Т. е. от того или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу.

Если компенсация не удается, перед нами о бычно глубоко болезненный, резко

Ненормальный, тяжко дефективный ребенок. Если компенсация удается, она может

Повести к выработке компенсирующих функций, к выявлению способностей. Чаще всего

Мы наблюдаем средние степени компенсации, большее или меньшее приближение к

Определенному социальному типу личности; в этом случае перед нами социально

Полноценный, трудоспособный нормальный ребенок.

Основные положения плана педологической исследовательской работы

В области трудного детства

(* Проект плана разрабатывался комиссией в составе Д. И. Азбукина, Л. С.

Выготского, М. О. Гуревича, Л. В. Занкова, Е. С. Лившиц)

План педологической (2) исследовательской работы* окончательно не оформлен и

Не принят, но его важнейшие основы и даже его содержание в главных частях могут

Считаться достаточно выясненными. К тому же происходившая летом этого года

плановая конференц ия исследовательских институтов рассмотрела и подтвердила в

основных чертах разработанный проект плана, дополнила его и внесла

Соответствующие изменения.

В настоящем виде, несмотря на отсутствие окончательной, во всех деталях и

пунктах разработанной исследовательской программы, основные черты плана можно

Считать уже выясненными и принятыми, основные пути исследовательской работы по

педологии намеченными. И потому именно сейчас, перед тем как план будет

Окончательно завершен, мы считаем нужным обсудить главные положения, которыми


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: