Употреблением пустых слов

Здесь выступает различие между формальной и диалектической логикой в учении о

Понятии. Для формальной логики понятие есть не что иное, как общее

Представление-оно возникает в результате выделения ряда немногих общих

Признаков. Основной закон, которому подчинено движение понятия, формулируется в

Логике как закон обратной пропорциональности между объемом и содержанием

Понятия. Чем шире объем какого-нибудь понятия, т. е. чем более общим является

Понятие о чем к более широкому кругу предметов оно относ ится, тем беднее

Становится его содержание, то количество признаков, которые мы мыслим

Содержащимися, в понятии. Путь обобщения есть, таким образом, путь, уводящий от

Богатства конкретной действительности в мир понятий, в царство тощих абстракций,

Дал еких от живой жизни, от живого знания.

Для диалектической логики понятие, напротив, оказывается более богатым по

Содержанию, чем представление, ибо путь обобщения есть путь не формального

Выделения отдельных признаков, а раскрытия связей, отношений данного предмета с

Другими, и если предмет подлинно раскрывается не в непосредственном переживании,

А во всем том многообразии связей и отношений, которые определяют его место в

Мире и связь с остальной действительностью, то понятие является более глубоким,

Более соответствующим действительн ости, более истинным и более полным ее

Отражением, чем представление.

Но понятие-и это самое важное из того, что сказано до сих пор,-как и все

Высшие психологические процессы, развивается не иначе, как в процессе

Коллективной деятельности ребенка. Только сотрудничество приводит к образованию

Детской логики, только социа лизация детского мышления, как это формулировал

Пиаже, приводит к образованию понятий. Вот почему педагогика слепых должна

Учесть раскрывающуюся здесь проблему сотрудничества со зрячими как основную

Педагогическую и методическую проблему обучения слепых. Коллективное

Мышление-основной источник компенсации последствий слепоты. Развивая к

Оллективное мышление, мы устраняем вторичное последствие слепоты, разрываем в

Этом наиболее слабом месте всю цепь, созданную вокруг дефекта, и устраняем саму

Причину недоразвития высших психических функций у слепого ребенка, раскрывая

Перед ним необоз римые и ничем не ограниченные возможности.

4.

Роль коллектива как фактора развития ненормального ребенка нигде с такой

ясностью не выступает на первый план, как в сфере развития глухонемых детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: