Отношениях, кроме слуха, к нормальному, если ориентироваться на максимальное
Приближение школы глухонемых к нормальной школе, то обнаружится мучительное
Расхождение между речевым и общим развитием глухонемого ребенка.
Этот заколдованный круг замыкается окончательно, когда вступает в действие
Третий, и последний, момент, именно выпадение глухонемого ребенка из коллектива,
Ограничение глухонемых детей собственным обществом, тяжкие нарушения в общении и
Сотрудничестве со слышащими. Весь круг слагается, следовательно, из трех
Взаимосвязанных между собой моментов. Общественное воспитание упирается в
Недоразвитие речи, недоразвитие речи приводит к выпадению из коллектива, а
Выпадение из коллектива тормозит одновременн о и общественное воспитание, и
Речевое развитие.
Мы не могли бы сейчас указать на радикальное решение этого вопроса. Больше
Того, мы думаем, что современная сурдопедагогика и современное состояние науки о
Речевом воспитании глухонемого ребенка в ее теоретической и практической части,
К сожалению, не позволяют еще одним ударом разрубить этот узел. Путь преодоления
Трудностей здесь гораздо более извилистый и окольный, чем этого хотелось бы этот
Путь, по нашему мнению, подсказан развитием глухонемого, а отчасти и нормального
Ребенка-этот путь заключ ается в полиглоссии, т. е. во множественности путей
Речевого развития глухонемых детей. В связи с этим возникает необходимость
Переоценить традиционное теоретическое и практическое отношение к отдельным
Видам речи глухонемого, и в первую очередь к мимике, и письменной речи.
Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно
Показывают, что полиглоссия, т. е. владение различными формами речи, при
Настоящем состоянии сурдопедагогики есть неизбежный и наиболее плодотворный путь
Речевого развития и воспи тания глухонемого ребенка. В связи, с этим коренным
Образом должен быть изменен традиционный взгляд на конкуренцию и взаимное
торможение различных форм речи в развитии глухонемого и" поставлен теоретически
И практически вопрос об их сотрудничестве и с труктурном комплексировании на
Различных ступенях обучения.
Последнее требует в свою очередь сложного дифференцированного подхода к
Речевому развитию и воспитанию глухонемого ребенка. Опыт передовых европейских и
Американских педагогов, в особенности скандинавских и американских,
Свидетельствует об осуществимо сти как комплексирования различных форм речи, так






