Ребенок может действительно преодолеть препятствия, стоящие на пути его

Развития, и включиться в кач естве полноценного участника в общественную жизнь.

В оценке глухонемого ребенка и его возможностей большинство исследователей до

Сих пор стоят на ложном пути. В качестве иллюстрации можем привести основной

Вывод, к которому приходит Р. Линднер, автор наиболее полного и систематического

Исследования интеллектуального развития глухонемого и слышащего ребенка. Автор

Исходит из того, что глухонемой лишь с небольшим ограни чением показывает нам

человеческий генотип, развивающийся исключительно под природными влияниями"

Глухонемой, по словам Линднера, являет образец натурального человека.

Вместе с выпадением речи, утверждает автор, глухонемой существенно ограничен

В смысле влияния на него людей. Развитие его наследственных задатков зависит от

Предметов, которые он видит и осязает. Это состояние глухонемого похоже на

Состояние человека, который не имеет никаких традиций, никогда не обучался,

Которого мы называем обычно примитивным. Правда, глухонемого ребенка окружает

Множество совершенно других предметов, чем примитивного человека, и притом

Глухонемого окружают не только предметы пр ироды, но и предметы культуры. Но

Последние говорят с ним на том же самом языке, что и предметы природы. Предметы

Культуры без разъяснений действуют как природные предметы.

Таким образом, глухонемой ребенок рассматривается Линднером как существо,

Стоящее на первобытной ступени человеческого развития, на грани человеческого

Существования, на самом пороге истории, как существо, из-за недостатка речи

Лишенное вовсе культурн ого развития.

Подводя итог своим исследованиям, автор подтверждает старые воззрения

Философов, полученные ими чисто умозрительным путем, например взгляды И. Г.

Гердера, И. Канта, А. Шопенгауэра и других относительно того, что дети, лишенные

Речи, т. е. глухонемые д ети, должны рассматриваться как человекообразные

Животные, не способные к разумной деятельности, не могущие никогда достигнуть

Чего-либо большего, чем орангутаны или слоны, имеющие разум только в потенций,

Но не в действительности.

Сравнивая интеллектуальное развитие глухонемых детей с интеллектуальными

Реакциями человекообразных обезьян (известные исследования В. Келера), Линднер

Приходит к выводу, что его работа позволяет представить в новом свете старое

Положение философов, г ласящее, что глухонемой ребенок без обучения обречен

Оставаться на ступени животного существования. Как известно, Келер устанавливает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: