Прежде всего на первый план выступает та принимаемая Левином за общую, а на
Самом деле частная закономерность, которая обнаруживается в зависимости мышления
От аффективных и динамических процессов. Общая динамика психологического поля,
Заставляющая нас думать и действовать, лежит всегда в начале интеллектуальных
Процессов. Как наши действия возникают не без причины, а движутся известными
Динамическими процессами, потребностями и аффективными побуждениями, так и наше
Мышление всегда мотивировано, в сегда психологически обусловлено, всегда
Вытекает из какого-либо аффективного побуждения, которым оно приводится в
Движение, и направляется. Мышление, немотивированное динамически, так же
Невозможно, как беспричинное действие. В этом смысле еще Спиноза определяет
Аффект как то, что увеличивает или уменьшает способность нашего тела к действию
И заставляет мышление двигаться в определенном направлении.
Таким образом, динамическая обусловленность одинаково присуща мысли и
Действию. Но динамические побуждения в мышлении отличаются, как это признает и
Сам Левин, большей текучестью. Мысли присуща большая подвижность и свобода в
Протекании динамических п роцессов, в их сцеплении, замещении, коммуникации и
Вообще во всех связях, которые могут устанавливаться между отдельными
Аффективными побуждениями. Поскольку в мысли представлена, или отражена, так или
Определенным образом действовать, так как и то и другое противоречит коренному
Аффекту, вызываемому в нас этими вещами. Мы, например, как показал Минковский,
Не в состоянии систематически мыслить о собственной смерти, точно так же, как мы
Не в состоян ии сделать что-либо такое, что вызывает у нас резко отрицательное
Аффективное отношение. Само собой разумеется, что аффекты, связанные с вещами,
Выступают в мысли в чрезвычайно ослабленном виде. Палка не сгорает в мысленном
Огне, воображаемая собака н е кусается, и даже ребенок легко может в мыслях
Двигаться в таком направлении, которое совершенно закрыто в актуальной ситуации.
Как говорит Ф. Шиллер, мысли легко уживаются друг с другом, но жестоко
Сталкиваются в пространстве. Поэтому, когда ребенок начинает в какой-либо
Актуальной ситуации мыслить, это означает не только изменение ситуации в его
Восприятии и в его смысловом поле, но это означает, в первую очередь, изменение
В его динамике. Динамика реальной ситуации, превратившись в текучую динамику
Мысли, стала обнаруживать новые свойства, новые возможности движения,