Развить эту основную мысль

Прежде всего на первый план выступает та принимаемая Левином за общую, а на

Самом деле частная закономерность, которая обнаруживается в зависимости мышления

От аффективных и динамических процессов. Общая динамика психологического поля,

Заставляющая нас думать и действовать, лежит всегда в начале интеллектуальных

Процессов. Как наши действия возникают не без причины, а движутся известными

Динамическими процессами, потребностями и аффективными побуждениями, так и наше

Мышление всегда мотивировано, в сегда психологически обусловлено, всегда

Вытекает из какого-либо аффективного побуждения, которым оно приводится в

Движение, и направляется. Мышление, немотивированное динамически, так же

Невозможно, как беспричинное действие. В этом смысле еще Спиноза определяет

Аффект как то, что увеличивает или уменьшает способность нашего тела к действию

И заставляет мышление двигаться в определенном направлении.

Таким образом, динамическая обусловленность одинаково присуща мысли и

Действию. Но динамические побуждения в мышлении отличаются, как это признает и

Сам Левин, большей текучестью. Мысли присуща большая подвижность и свобода в

Протекании динамических п роцессов, в их сцеплении, замещении, коммуникации и

Вообще во всех связях, которые могут устанавливаться между отдельными

Аффективными побуждениями. Поскольку в мысли представлена, или отражена, так или

Определенным образом действовать, так как и то и другое противоречит коренному

Аффекту, вызываемому в нас этими вещами. Мы, например, как показал Минковский,

Не в состоянии систематически мыслить о собственной смерти, точно так же, как мы

Не в состоян ии сделать что-либо такое, что вызывает у нас резко отрицательное

Аффективное отношение. Само собой разумеется, что аффекты, связанные с вещами,

Выступают в мысли в чрезвычайно ослабленном виде. Палка не сгорает в мысленном

Огне, воображаемая собака н е кусается, и даже ребенок легко может в мыслях

Двигаться в таком направлении, которое совершенно закрыто в актуальной ситуации.

Как говорит Ф. Шиллер, мысли легко уживаются друг с другом, но жестоко

Сталкиваются в пространстве. Поэтому, когда ребенок начинает в какой-либо

Актуальной ситуации мыслить, это означает не только изменение ситуации в его

Восприятии и в его смысловом поле, но это означает, в первую очередь, изменение

В его динамике. Динамика реальной ситуации, превратившись в текучую динамику

Мысли, стала обнаруживать новые свойства, новые возможности движения,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: