Положения о единстве аффекта и интеллекта. Для этого мы должны прежде всего

Внести одно существенное изменение в теоретические выводы, которые делает Левин

На основании своих экспериментальных данных. Постараемся пояснить нашу мысль на

Одном частном вопросе.

К. Левин рассматривает конкретность мышления как одну из существеннейших

Особенностей интеллекта слабоумного ребенка, но самую конкретность мышления он

Пытается вывести из тех особенностей, которые он экспериментально установил по

Отношению к аффектив ным процессам. Он говорит, что динамические системы

Слабоумного ребенка отличаются меньшей подвижностью и большей прочностью по

Сравнению с динамикой нормального ребенка. Из этой тугоподвижности и косности

Психологических систем можно вывести непосред ственную тенденцию мышления к

Конкретности. Соображения, которые Левин приводит в пользу этого положения,

Кажутся нам, конечно, убедительными, но здесь существует двойная зависимость, в

То время как Левин останавливается только на односторонней зависимости мышление

От аффекта.

Верно то, что конкретность мышления и тугоподвижности динамических систем

Внутренне связаны и представляют единство, а не двойной случайно сочетающийся у

Слабоумного ребенка признак. Конкретность мышления и действия умственно

Отсталого ребенка означаю т, что всякая вещь и всякое событие приобретают свое

Значение в зависимости от ситуации, что они являются невыделяемыми частями

Ситуации. Поэтому всякое абстрагирование затруднено. Все, связанное с понятием,

Воображением, с ирреальным, в высшей степен и затруднительно для такого ребенка.

Было бы слишком просто считать эту зависимость от ситуации, эту

Затрудненность абстракции и образования понятий лишь Производной величиной от

Тугоподвижности аффективных систем. В такой же мере верно и обратное. Ведь сам

Левин признает, что аффективны е системы и напряжение возникают в точке

Пересечения какой-либо ситуации и какой-либо потребности, т. е. не иначе, как

При встрече ребенка с действительностью. От того, как осознается ситуация

Ребенком, насколько она осмысляется, в какой степени обобщ ается, конечно,

Зависит и то, какими свойствами будут обладать возникающие при встрече с данной

Ситуацией аффективные системы. Если посмотреть все части теории Левина, которая

Выясняет зависимость интеллектуальных особенностей слабоумного ребенка от е го

Динамических дефектов, можно везде увидеть то же самое.

То, что действительно вытекает из экспериментальных данных Левина, есть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: