Педологии не хватает своего Дарвина, значит; выход из кризиса заключается в

Ожидании гениального мыслителя. Кто думает, что это так, тот снова судит по

Внешние проявлениям вещей, тот в самой аналогии, которую мы анализировали выше,

Не усматривает ее внутренних существенных оснований, тот скользит по

Поверхности, тот неизбежно окажется недальновидным пророком, каким оказался У.

Джемс (4), когда пессимистически оценивал современную ему психологию и говорил,

Что она ожидает своего Галилея, который превратит ее в науку. В отношении

Психологии мы видим, что она уже вступила на тот путь, который в свое время

Проделали биология и физика хотя не дождалась еще своего Галилея.

Рядовому современному исследователю-психологу ясно, что сущность тех вещей,

Которые изучает психология, и их внешних проявления, их феноменальный облик

Неидентичны между собой. Между тем педология до сих пор еще не осознала этой

Мысли. До сих пор еще педологию определяют очень часто как науку о симптомах.

"Оказывается,- говорит, например, Блонский,- что количественный рост материи в

Организме вызывает ряд изменений в этом организме, в его конституции и его

Поведении, причем той или иной рост матер ии определенно связан с теми или иным

Изменениями в конституции и поведении. Совокупность этих изменений я называю

Возрастным симптомокомплексом. В детстве расчленяется, как узнаём, на ряд

Различных эпох роста, каждая из которых, в свою очередь, расчл еняется на ряд

Отдельных фаз и стадий. Каждой из этих эпох, фаз и стадий присущ особый

Возрастной симптомокомплекс. Педология изучает симптомокомплексы различных эпох,

Фаз и стадий детского возраста во временной последовательности и в их

Зависимости от различных условий. (1925, с. 8-9).

Мы видим, что в этом определении сделана теоретическая попытка принципиально

Закрепить за педологией в качестве прямого объекта ее исследования

Симптомокомплексы, т. е. группы внешних признаков. Эта принципиально

Феноменологическая точка зрения неизбе жно, как показано выше, должна привести

Нас к установлению ложных связей, к искажению реальности, в неверной ориентации

Для действия, поскольку она судит в действительности и лежащих в ее основе

Связях, отождествляя их с симптомами.

Мы не решились бы утверждать, что в мире не существует никакой науки,

Объектом исследования которой были бы симптомы. Объектом научного исследования

Всегда является то, что обнаруживает себя в симптомах. Наука же занята в

Основном теоретическим ответом на вопрос о сущности, о действительной природе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: