Самооценку дебилов. В прекрасном исследовании он установил, что дебилы

Обнаруживают чрезвычайно характерный симптом повышенной самооценки, который мы

Предложили бы назвать симптомом де-Греефа. Если начертить перед дебилом три

Кружка и объяснить ему, что один кружок означает его самого, второй - его

Товарища, а третий-учителя, и попросить испытуемого провести прямые линии от

Этих кружков вниз так, чтобы самая длинная досталась наи более умному, вторая по

Длине- второму и т. д., то, как правило, дебил раньше всего проводит самую

Длинную линию себе самому. Это отсутствие критического отношения к себе, эта

Повышенная самооценка действительно представляют любопытнейший феномен в ис

Тории развития и структуре личности дебила. Де-Грееф правильно связывает это

Явление с недоразвитием социального понимания дебила. Исследователь остроумно

Говорит: все то, что выходит за пределы разумения дебила, кажется ему глупостью.

Поэтому он так эгоцентричен в оценке собственного ума. Для имбецила, полагает

Де-Грееф, гений лежит в психологических пределах дебильности. Мы также

Неоднократно наблюдали у дебилов и особенно у имбецилов наличие этого симптома,

Но мы дополнили эти наблюдения рядом аналогичных опытов с нормальным ребенком и

Констатировали, что указанное явление также не есть продукт олигофрении,

Какая-то необыкновенной формы опухоль, что оно есть простейший симптом

Недоразвития и относится по существу к тому же кругу явлений, что и примитивные

Реакции. Наблюдаемое явление свидетельствует о ранней ступени в развитии

Личности, когда она еще не сформиров алась и когда ребенок не только повышенно

Оценивает самого себя, но и в сравнительной оценке других, в которой он

Непосредственно не участвует, обнаруживает эгоцентрическое и аффективное

Стремление строить эту оценку на основе эмоциональной склонности или

Отнесенности к себе. Нам удалось показать, что ребенок оценивает выше всех того,

Кого он любит, или кто ближе к нему стоит, или кто ему приятен, не умея еще

Отделить аффективную оценку от интеллектуальной.

Таким образом, корень того явления, которое наблюдал де-Грееф, есть,

По-видимому, аффективный характер детской оценки и самооценки. Возможен еще

Другой механизм симптоме образования в данном случае: фиктивная компенсация в

Форме повышенной самооценки как реактивное характерологическое образование в

Ответ на трудности, которые ребенок встречает в среде, в ответ на низкую оценку,

Даваемую ему этой средой. Его считают дурачком-он считает себя умнее всех. В


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: