Обнаруживают чрезвычайно характерный симптом повышенной самооценки, который мы
Предложили бы назвать симптомом де-Греефа. Если начертить перед дебилом три
Кружка и объяснить ему, что один кружок означает его самого, второй - его
Товарища, а третий-учителя, и попросить испытуемого провести прямые линии от
Этих кружков вниз так, чтобы самая длинная досталась наи более умному, вторая по
Длине- второму и т. д., то, как правило, дебил раньше всего проводит самую
Длинную линию себе самому. Это отсутствие критического отношения к себе, эта
Повышенная самооценка действительно представляют любопытнейший феномен в ис
Тории развития и структуре личности дебила. Де-Грееф правильно связывает это
Явление с недоразвитием социального понимания дебила. Исследователь остроумно
Говорит: все то, что выходит за пределы разумения дебила, кажется ему глупостью.
Поэтому он так эгоцентричен в оценке собственного ума. Для имбецила, полагает
|
|
Де-Грееф, гений лежит в психологических пределах дебильности. Мы также
Неоднократно наблюдали у дебилов и особенно у имбецилов наличие этого симптома,
Но мы дополнили эти наблюдения рядом аналогичных опытов с нормальным ребенком и
Констатировали, что указанное явление также не есть продукт олигофрении,
Какая-то необыкновенной формы опухоль, что оно есть простейший симптом
Недоразвития и относится по существу к тому же кругу явлений, что и примитивные
Реакции. Наблюдаемое явление свидетельствует о ранней ступени в развитии
Личности, когда она еще не сформиров алась и когда ребенок не только повышенно
Оценивает самого себя, но и в сравнительной оценке других, в которой он
Непосредственно не участвует, обнаруживает эгоцентрическое и аффективное
Стремление строить эту оценку на основе эмоциональной склонности или
Отнесенности к себе. Нам удалось показать, что ребенок оценивает выше всех того,
Кого он любит, или кто ближе к нему стоит, или кто ему приятен, не умея еще
Отделить аффективную оценку от интеллектуальной.
Таким образом, корень того явления, которое наблюдал де-Грееф, есть,
По-видимому, аффективный характер детской оценки и самооценки. Возможен еще
Другой механизм симптоме образования в данном случае: фиктивная компенсация в
Форме повышенной самооценки как реактивное характерологическое образование в
Ответ на трудности, которые ребенок встречает в среде, в ответ на низкую оценку,
Даваемую ему этой средой. Его считают дурачком-он считает себя умнее всех. В