Затраты претендента в связи с подрядными торгами

Статья затрат Примечание
  Покупка конкурсной документации Разовые затраты на каждый конкурс
  Оценка стоимости работ и составление оферты Включена в затраты соответствующего отдела
  Представление обеспечения оферты Разовые затраты на каждый конкурс, возвращаются после завершения торгов
  Сбор недостающей информации о предмете торгов Разовые затраты на каждый конкурс
  Разработка альтернативного предложения Разовые затраты на каждый конкурс

9.4. От стратегии экономии средств к стратегии повышения эффективности их использования

Еще в конце XX века при проведении подрядных торгов основным критерием при выборе подрядчиков для выполнения строительных проектов для государственных нужд (как в России, так и в странах Европы и США) чаще всего являлась наименьшая цена при условии квалификационной пригодности претендента, которая определялась в результате квалификационного отбора. Основным методом выполнения крупных строительных проектов для государственных нужд как в России, так и за рубежом де-факто являлся так называемый «традиционный» метод (или метод «проектирование-тендер-строительство»), предусматривающий раздельную закупку проектных работ и строительных работ, которые выполняются разными поставщиками, а именно: проектной организацией и подрядной компанией.

В качестве основного преимущества «традиционного» метода организации строительного проекта в сфере развития инфраструктуры в сочетании с использованием в качестве главного критерия выбора подрядчика критерия наименьшей цены, как правило, называется экономия бюджетных средств или средств МФО. Опыт Международной федерации инженеров-консультантов (ФИДИК) и Института инженеров-строителей Великобритании, полученный при реализации крупных инфраструктурных проектов, подтверждает наличие такого преимущества, а именно: строительный проект, выполненный с использованием «традиционного» метода при выборе подрядчика по критерию наименьшей цены (при условии правильно проведенного открытого тендера с обязательной предварительной квалификацией), будет менее затратным, чем строительный проект, выполненный любым другим методом (например, методом проектно-строительного подряда, «под ключ» и т.д.). Однако указанное преимущество однозначно имеет место только при учете ценовых характеристик собственно строительства, оснащения объекта ит.д., то есть при узком рассмотрении проекта как «строительного». Любое расширение контекста или рамок проекта, скажем, путем включения учета стоимости и эффективности эксплуатации построенного объекта, уже не позволяет однозначно говорить о наличии такого преимущества.

В связи с вышеуказанным в настоящее время государственные заказчики России, ЕС, а также США, говорят о целесообразности перехода от стратегии экономии государственных средств к стратегии повышения эффективности их использования. Данную тенденцию в определенной степени отражает Федеральный закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, в котором перечень возможных критериев оценки конкурсных заявок включает шесть критериев, среди которых, наряду с «ценой предложения» включены такие критерии как качественные характеристики объекта, сроки поставок, расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание. Даже с учетом того, что многие из указанных критериев в больше мере характерны для закупок товаров, нежели строительных работ, тенденция - налицо.

В Европейском Союзе и США переход к стратегии повышения эффективности использования бюджетных средств и средств МФО при реализации инфраструктурных строительных проектов осуществляется в рамках концепции устойчивого развития. В связи с формулированием и реализацией концепции устойчивого развития в европейском и американском строительных сообществах все больше говорят об «устойчивости закупок». «Устойчивость» достигается такой организацией закупок работ, товаров и услуг, которая обеспечивает максимальное соответствие конечного продукта требованиям и ожиданиям заказчика, экологичность и безопасность продукта на всех этапах его жизненного цикла, соответствие продукта социальным критериям и требованиям, оптимальные ценовые характеристики продукта с учетом стоимости его производства, эксплуатации, модернизации и утилизации [87].

Особое внимание «устойчивости закупок» уделяется в Европейском Союзе, где все большее количество строительных проектов, финансируемых из бюджетных средств или с привлечением средств МФО, носит характер общеевропейских, а по существу, - международных в рамках ЕС. В связи с вышеуказанным, европейская профессиональная ассоциация подрядчиков «Европейские международные подрядчики» (ЕМП) отмечает, что для обеспечения «устойчивости» процесса закупок строительных работ необходимо действовать в следующих двух направлениях:

1) осуществлять постепенную модернизацию правил закупок строительных работ в направлении повышения эффективности расходования финансов, а не их экономии, с одной стороны, и более комплексной, многосторонней, оценке предложений поставщиков работ и услуг, с другой стороны;

2) обеспечивать более полное соблюдение в ходе практической реализации закупок установленных правил, норм и действующих законов.

Модернизация принятых в ЕС и странах-членах сообщества правил закупок (как зафиксированных в нормах и законах, так и действующих в качестве «обычаев» и принятой практики) подразумевает следующее:

1. В рамках «традиционного» метода реализации строительного проекта

· обязательное проведение открытой предварительной квалификации претендентов с целью оценки рынка потенциальных предложений и отсеивания заведомо неприемлемых претендентов;

· переход от основного критерия «наименьшей цены» к основному критерию «наиболее экономически выгодного предложения» (НЭВП), для чего следует выработать и рекомендовать для использования заказчиками методики определения НЭВП для строительных проектов различных типов;

· всегда разрешать претендентам предоставлять альтернативные предложения и поощрять их на это;

· чаще применять двухэтапные торги, которые предусматривают раздельную подачу претендентами технических и финансовых предложений, с обязательным изучением сначала технических, а потом ценовых предложений претендентов;

· усилить роль инженеров-консультантов и профессиональных управляющих строительством при закупках и выполнении строительных работ.

2. Расширить сферу применения в практике закупок строительных работ для государственных нужд нетрадиционных методов реализации строительного проекта, прежде всего, проектно-строительного подряда.

3. Расширить сферу применения метода, предусматривающего поощрение подрядчика за достижение определенного уровня эффективности функционирования объекта.

4. Расширить сферу применения партнерств между государством и частным бизнесом в строительстве, модернизации и эксплуатации объектов.

Тенденция развития системы закупок подрядных работ в указанных направлениях, отмечается не только в Европе, но и в Российской Федерации, о чем свидетельствует действующий Федеральный закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 № 94-ФЗ. Это особенно важно в условиях увеличении объемов инвестиций в крупные строительные (прежде всего инфраструктурные) проекты во всем мире. Результаты анализа хода и перспектив развития мировой инфраструктуры в 2000-2010гг., проведенного Всемирным банком, показывают, что финансовые потребности, которые позволяют обеспечить адекватное развитие и поддержание всех видов инфраструктуры, приближаются к 800 миллиардов долларов США в год, в том числе только в развивающихся странах – почти 500 миллиардов долларов США, 50% которых должны предназначаться для нового строительства и 50% - для ремонта и эксплуатации уже построенных объектов [87]. Развитие описанной выше тенденции позволит кардинальным образом повысить эффективность инвестиций в строительство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: