Сущность и виды подрядных торгов

В условиях рынка движущей силой развития экономики выступает конкуренция поставщиков, подрядчиков и услугодателей за возможность поставить товары, произвести работы или предоставить услуги потребителям. Сфера строительства не является исключением. Инвесторы и заказчики строительства, как государственные, так и частные, заинтересованы в создании и поддержании конкуренции, которая позволяет:

§ повысить эффективность инвестиций в строительные проекты;

§ повысить качество выполняемых работ и оказываемых услуг;

§ создать условия, исключающие возможность возникновения коррупции при размещении государственных и муниципальных заказов;

Важнейшим инструментом создания конкурентной среды является конкурсная система размещения заказов на работы, услуги и поставки. В странах с развитой рыночной экономикой, в том числе и в России, конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд является обязательным условием размещения заказов. Конкурсная система размещения заказов является обязательной процедурой и при выполнении работ, финансируемых за счет кредитов международных финансовых институтов, таких как Европейский и Всемирный банки развития и реконструкции. В частном секторе строительства конкурсная система не является обязательной де-юре, однако широко применяется де-факто, достигая доли 90 % для крупных и особо крупных проектов. [88]

Основу обеспечения конкуренции в строительстве составляют подрядные торги, которые можно определить как форму размещения заказов на строительство, предусматривающую выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе состязательной процедуры. Таким образом, сущность подрядных торгов заключается в том, что они представляют собой способ обеспечения высокой эффективности реализации инвестиционно-строительных проектов за счет создания и поддержания конкуренции на рынках строительных работ, услуг и товаров. При этом проведение подрядных торгов в большинстве развитых стран мира регулируется законодательством, а также нормативными документами и стандартами, разработанными национальными и международными строительными сообществами, крупными частными игроками строительного рынка. Важнейшим условием организации подрядных торгов является их обязательное документальное и процедурное оформление.

История подрядных торгов в Европе уходит в глубину веков. В России развитие и юридическое оформление подрядных сделок, а также способов их заключения, началось в начале 18 века при Петре 1 и, в основном, завершились в первой половине 19 века. Отдельные положения российского законодательства 19 века относительно казенных подрядов очень напоминают современные нормативные требования и свидетельствуют о высоком уровне развития строительной отрасли и подрядного дела. Так, российским законодательством 19 века предусматривалось три способа заключения договора подряда: посредством торгов, посредством запечатанных объявлений, посредством торгов и запечатанных объявлений. Первый способ состоял в том, что на листе, на который внесены имена желающих вступить в договор, записывалась объявляемая каждым из них цена. Таким образом собирались предложения всех торгующихся, а казенное учреждение принимало то из предложений, которое являлось для него наиболее выгодным. По окончании торгов казенное учреждение приступало к заключению договора и облечению его в установленную форму. Если же подряд превышал установленную в законе сумму, то принятие предложения и, следовательно, заключение договора передавалось от местного учреждения к высшей администрации. Заключение подряда посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение посредством публикаций вызывало желающих вступить в договор, намечало предмет и некоторые условия договора, но не делало самого предложения, а ждало его от тех, кто проявит интерес к участию в сделке. Предложения предъявлялись исключительно в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Принималось наиболее выгодное предложение. Расчет казны был основан на том психологическом соображении, что каждый, опасаясь более выгодных предложений со стороны других, поспешит с более выгодными условиями. Третий вариант предусматривал заключение договора подряда посредством совокупного употребления изустных торгов и запечатанных объявлений. (см. по истории вопроса [27, 80, 53])

Исторический и новейший опыт подрядных торгов позволяет сформулировать три основных принципа, на которых базируется конкурсная система.

1. Принцип равных возможностей всех претендентов.

Соблюдение принципа достигается путем создания одинаковых условий для всех участников конкурса

2. Принцип беспристрастного отношения ко всем претендентам.

Соблюдение принципа достигается путем установления и фактического применения ясных и обязательных для всех участников критериев отбора победителя конкурса и единых методов оценки конкурсных заявок (оферт).

3. Принцип открытости

Соблюдение принципа достигается путем обеспечения гласности на всех этапах проведения подрядных торгов, а также предоставления равных информационных возможностей для всех участников.

Учеными и специалистами по конкурентным закупкам в строительстве, как отечественными, так и зарубежными, предлагается большое количество классификаций подрядных торгов. С учетом наиболее компетентных мнений (интересующихся отсылаем к следующим публикациям: [88, 57, 28, 51])., мы считаем, что торги в строительстве следует классифицировать следующим образом:

1. По кругу участников (в зависимости от способа привлечения претендентов к участию в конкурсе) – открытые торги и закрытые торги.

2. По процедуре допуска – с предварительным отбором и без такового.

3. По национальному и географическому признаку – местные, региональные, национальные, международные.

4. По структуре – одноэтапные и двухэтапные.

5. По степени гласности (в зависимости от участия претендентов в процедуре вскрытия конкурсных заявок) – гласные и негласные.

6. По предмету торгов - на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

7. по виду подряда – на строительство, на проектные работы, на проектно-строительный подряд и т.д.

8. По повторяемости (в зависимости от того, в который раз назначается конкурс по одному тому же предмету) – первичные и повторные.

Рассмотрим классификацию торгов в строительстве более подробно.

Основным способом конкурентных закупок является открытые торги, представляющие собой торги, в которых может принять участие любой правомочный поставщик, откликнувшийся на извещение о проведении торгов, распространенное заказчиком. Обязательным условием открытых торгов является публичное извещение о торгах, которое обеспечивается размещением информации в специализированных профессиональных изданиях (в т. ч. электронных), на интернет-сайте заказчика, часто в ведущих газетах и журналах, а также других средствах массовой информации. Информация о результатах открытых торгов так же должна быть опубликована.

В отличие от открытых торгов, в которых может принять участие любая компания, приглашение к участию в закрытых торгах не публикуется. В закрытых торгах участвуют только поставщики, специально приглашенные заказчиком. Так же не публикуется и информация о результатах закрытых торгов. Закрытые торги могут проводиться в следующих случаях:

§ продукция имеется в наличии только у ограниченного числа поставщиков, или ограниченное и хорошо известное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;

§ продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит закрытый (конфиденциальный) характер;

§ заказчик хорошо владеет ситуацией на рынке и может сам отобрать участников конкурса;

§ время и расходы, требующиеся для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, будут несоизмеримы со стоимостью закупаемых товаров (работ) или услуг.

Следует подчеркнуть, что в России и в зарубежных странах закупки работ, товаров и услуг для государственных нужд, за единичными исключениями, осуществляются через открытую процедуру, что закреплено в законодательстве этих стран. В Российской Федерации это регламентируется Федеральным законом от 21.06.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Процедура открытых торгов также обязательно используется при закупках, финансируемых международными финансовыми агентствами, такими как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и т.д.

Открытые конкурсные торги могут сопровождаться предварительным отбором претендентов (также используются термины: предварительный квалификационный отбор, предварительная квалификация, процедура селективного конкурса). Цель предварительного отбора состоит в том, чтобы обеспечить участие в торгах только тех претендентов, которые имеют необходимый опыт, финансовые и технические возможности для выполнения работ (поставок), по которым проводятся торги. Предварительная квалификация должна установить, способен ли претендент удовлетворительно выполнить контракт, и в частности, имеет ли соответствующий опыт работы, технические возможности, и финансовые ресурсы. Предварительный отбор дает заказчику следующие преимущества:

§ обеспечивает участие в конкурсе только тех претендентов, квалификация которых позволяет выполнить контракт;

§ сокращает количество участников и, соответственно, объем работы по рассмотрению и оценке заявок;

§ позволяет до объявления торгов оценить интерес к торгам участников рынка.

При проведении торгов с предварительной квалификацией заказчик приглашает всех желающих поставщиков представить данные о своей квалификации для последующего участия в торгах. Объявление с приглашением содержит критерии квалификации, которым должен соответствовать претендент, чтобы быть приглашенным к участию в торгах. Для оценки квалификации претендентов заказчик просит их заполнить опросные формы, предусматривающие представление следующей информации:

§ финансовое положение;

§ имеющиеся ресурсы;

§ структура управления и система качества;

§ опыт работы по строительству объектов, аналогичных выставляемому на торги и т.д.

Все поданные в ответ на приглашение заявки, содержащие запрошенную заказчиком информацию, составляют так называемый "длинный список". Основываясь на информации о квалификации, полученной от претендентов, заказчик формирует "короткий список", приглашая к участию в конкурсе только тех поставщиков, которые соответствуют установленным квалификационным критериям. Обычно короткий список ограничивается 5-7 поставщиками, которые в последующем и участвуют в торгах. Иногда предварительный квалификационный отбор проводится вне рамок конкретных торгов. Смысл такого отбора заключается в составлении списка квалифицированных поставщиков, из которых заказчик впоследствии выбирает претендентов для участия в торгах. Например, раз в год проводится отбор претендентов на выполнение каких-либо работ, оказание услуг или поставку товаров. После этого на протяжении года проводятся запросы котировок, закрытые конкурсы и т. п., в которые допускаются только компании, прошедшие указанный предварительный отбор.

В большинстве случаев подрядные торги проводятся в один этап. Однако если предметом торгов является сооружение сложного, инновационного объекта, может быть использована двухэтапная процедура. Двухэтапные торги рекомендуется проводить в случаях, когда объем работ и (или) технические характеристики объекта затруднительно определить при подготовке конкурса. При проведении двухэтапных торгов на первом этапе претенденты представляют первоначальные заявки, содержащие технические предложения без указания цены. На втором этапе заказчик предлагает претендентам, принявшим участие в первом этапе и допущенным ко второму этапу, представить окончательные заявки на участие в конкурсе с указанием цены.

Все торги делятся на три категории:

§ торги на выполнение работ;

§ торги на поставку товаров;

§ торги на оказание услуг.

Торги на выполнение работ в строительстве или собственно подрядные торги применяются при заключении договоров строительного подряда и субподряда, а также договоров на проектные и изыскательские работы. В результате торгов определяется победитель и с ним заключается договор подряда, сторонами которого являются заказчик и подрядчик.

Торги на поставку товаров применяются в строительстве при закупке промышленной и иной товарной продукции в интересах строительства объекта. Предметом торгов может быть изготовление, доставка, монтаж и пуск в эксплуатацию оборудования, а также дополнительные задачи, связанные с использованием поставленных товаров, например, техническое обслуживание, ремонт, обучение и т.д.. Контрагентами в данном случае является заказчик (покупатель) и поставщик.

Торги на оказание услуг обеспечивают конкурентную среду при привлечении к участию в инвестиционно-строительном проекте специалистов в различных областях: управленцев, юристов, оценщиков, инженеров, аудиторов, переводчиков и т.д. По результатам торгов заключается договор возмездных услуг, сторонам которого является заказчик и консультант.

Торги, обеспечивающие состязательный порядок закупок работ, товаров и услуг, являются основным способом размещения заказов в строительстве. При размещении частных заказов на строительство допускается неконкурсный отбор подрядчиков и поставщиков путем организации переговорного процесса. В случаях, когда закупаемый продут уникален на рынке (а также при закупках для военных нужд) он может быть закуплен у единственного источника.

Подрядные торги, как правило, приводятся в виде конкурса (встречается термин «конкурсные торги»), или в виде аукциона. Аукцион может использоваться для закупок простых и повторяющихся работ, а также для стандартизированной продукции, которые могут оцениваться по одному параметру - цене.

Классификация способов размещения заказов на подрядные работы показана на рис. 9.1.


9.2. Участники, процедуры и порядок проведения подрядных торгов в строительстве

Прежде всего, назовем основных участников конкурса (подрядных торгов) и дадим определения основным терминам, применяющимся в сфере конкурсных закупок:

заказчик конкурса – инвестор или заказчик строительства, располагающий средствами для оплаты работ, составляющих предмет конкурса;

организатор конкурса – заказчик или лицо, уполномоченное заказчиком, в том числе внешний консультант или специализированная организация, действующие на основании договора с заказчиком или уполномоченным им лицом и выступающие от их или от своего имени;

конкурсная комиссия - постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором конкурса для проведения торгов, а также оценки конкурсных предложений;

претендент (участник конкурса, оферент)) - юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, участвующее в предварительной квалификации и/или в конкурсе;

конкурс (подрядные торги) - форма размещения заказов на выполнение работ, предусматривающая выбор подрядчика на соревновательной (конкурентной) основе;

предмет конкурса (подрядных торгов) - конкретные виды работ, по которым проводится конкурс;

объект конкурса (торгов) - производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет конкурса;

конкурсная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета конкурса, об условиях и процедуре торгов, правилах составления конкурсной заявки, а также контрактную документацию;

конкурсная заявка (конкурсное предложение, оферта) - предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета конкурса на условиях, определяемых в конкурсной документации;

альтернативное предложение – предложение претендента, представляемое одновременно с основным конкурсным предложением, содержащее условия, отличающиеся от условий основного предложения.

Функции заказчика:

· назначает организатора конкурса (или выполняет сам функции организатора конкурса), определяет круг его обязанностей и полномочий и издает об этом распорядительный документ, или заключает соответствующий договор;

· утверждает решение о проведении конкурса, графики и сроки проведения конкурсов, и издает в связи с этим официальные распорядительные документы;

· контролирует работу организатора конкурса;

· утверждает решение конкурсной комиссии о результатах конкурса;

· заключает контракт с победителем конкурса или делегирует полномочия по заключению контракта лицу, назначенному или выбранному им для выполнения функций заказчика.

Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом. Документальное подтверждение инвестиционной способности должно иметься у заказчика на момент объявления о предварительной квалификации (если проводится) или конкурса.

При проведении конкурса заказчику запрещается осуществлять координацию деятельности претендентов, которая приводит или может привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов каких-либо претендентов, а также представление отдельным претендентам доступа к конфиденциальной информации или любой другой информации, к которой не имеют доступ другие участники.

Организатором конкурса может быть подразделение заказчика, либо любое другое юридическое лицо, уполномоченное заказчиком на организацию торгов. Организатор конкурса может назначаться для проведения единственных торгов, серии торгов или для постоянной работы, если подрядные торги проводятся регулярно. Организатор конкурса осуществляет следующие функции:

· определяет объекты и предмет торгов, составляет графики проведения конкурсов и утверждает у заказчика;

· разрабатывает конкурсную документацию и другие документы, необходимые для проведения конкурса;

· осуществляет публикацию объявлений о проведении конкурсов (предварительного квалификационного отбора) и рассылку приглашений;

· формирует конкурсную комиссию и утверждает ее состав у заказчика;

· организует выполнение процедур предварительного отбора и представляет полученные от претендентов заявки и заполненные анкеты в конкурсную комиссию;

· организует выполнение процедур проведения конкурса;

· получает конкурсные заявки и организует их регистрацию и хранение;

· ведет всю переписку с претендентами на этапе подготовки конкурсных заявок, организует посещение претендентами места строительства и проведение предконкурсного совещания (если таковое проводится);

· организует проведение церемонии вскрытия конвертов и участвует в этой церемонии;

· организует взаимодействие с претендентами на этапе рассмотрения и оценки конкурсных заявок;

· передает решение конкурсной комиссии о результатах торгов на утверждение заказчику;

· оповещает победителя конкурса (претендентов, вошедших в «короткий» список), а также проигравших претендентов;

· ведет учет участников конкурсов, материалов предварительных отборов и другой документации долговременного учета;

· несет все расходы на подготовку и проведение конкурсов.

Права и обязанности организатора конкурса, как правило, устанавливаются распоряжением заказчика или в договоре на предоставление услуг по организации и проведению торгов.

К работе организатора конкурса могут привлекаться специализирующиеся на проведении торгов организации, независимо от форм собственности, компании-консультанты, а также физические лица, обладающие необходимой квалификацией. Работа лиц, привлекаемых к участию в деятельности организатора конкурса, оплачивается на основании заключаемых с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.

Конкурсная комиссия осуществляет следующие функции:

· участвует в разработке конкурсной документации и внесении дополнений и изменений в эту документацию;

· осуществляет предварительный отбор претендентов, составляет «короткий» список претендентов и (вместе с необходимыми обоснованиями) представляет его на утверждение организатору конкурса;

· проводит конкурс (церемонию вскрытия конвертов) и оформление его результатов;

· принимает решение об отказе в приеме к рассмотрению или снятии с рассмотрения конкурсных заявок;

· осуществляет рассмотрение и оценку полученных конкурсных заявок (при необходимости, с помощью привлеченных по договорам консультантов);

· запрашивает у претендентов необходимые уточнения по существу поданных заявок;

· определяет победителя или принимает иное решение по результатам конкурса, подставляет результаты организатору конкурса для последующего утверждения заказчиком;

· самостоятельно разрабатывает регламент своей работы и согласовывает его с организатором конкурса.

Права и обязанности конкурсной комиссии устанавливаются организатором конкурса и согласовываются с заказчиком.

Претендент (участник конкурса) – это лицо, изъявившее желание участвовать в конкурсе. Такое лицо приобретает статус участника конкурса (претендента) с момента подачи официального запроса на участие в предварительном квалификационном отборе или на приобретение конкурсной документации.

Претендент, чья конкурсная заявка признана конкурсной комиссией лучшей и при условии утверждения такого решения конкурсной комиссии заказчиком, признается победителем конкурса. Победитель конкурса имеет право на заключение контракта с заказчиком на условиях, указанных в заявке и конкурсной документации.

Организацию конкурса можно условно разделить на три этапа:

Первый этап является подготовительным, проходит до официального объявления торгов и включает следующие действия и процедуры:

· определение предмета конкурса, разбивка на лоты

· создание организационно-управленческой структуры конкурса, а именно: назначение организатора конкурса и конкурной комиссии;

· разработка предквалификационной (если проводится) и конкурсной документации;

· утверждение заказчиком всех назначений и документов и оформление приказа о проведении конкурса.

Таким образом, по завершению первого этапа должна иметься в наличии организационно-управленческая структура, необходимая для проведения конкурса, полный комплект конкурсной документации и должным образом оформленный и подписанный заказчиком документ (приказ, распоряжение), предписывающий начало конкурсной процедуры.

Второй этап начинается официальным объявлением о конкурсе или о предварительной квалификации (если таковая проводится) и завершается сбором конкурсных заявок претендентов. На втором этапе выполняются следующие действия и процедуры:

· проведение предварительного квалификационного обора (если таковой проводится) и создание «короткого списка» претендентов:

· рассылка конкурсной документации участникам конкурса;

· взаимодействие с участниками конкурса в период подготовки ими оферт, разъяснение конкурсной документации, ответы на вопросы претендентов, организация посещения претендентами строительной площадки или места проведения работ, составляющих предмет конкурса;

· внесение при необходимости изменений в конкурсную документацию;

· прием и организация надлежащего хранения конкурсных предложений, поступающих от претендентов.

На третьем этапе конкурса производится вскрытие конвертов с конкурсными предложениями претендентов, рассмотрение и оценка заявок, выбор победителя и заключение контракта с ним.

Действия по организации конкурса и основные конкурсные процедуры показаны на рис. 9.2.

В качестве средства защиты заказчика от недобросовестных претендентов при проведении подрядных торгов часто практикуется требование к подрядчику представить обеспечение конкурсной заявки, которое может быть в форме банковской гарантии, залога или поручительства. Обеспечение должно быть предоставлено претендентами в сроки и в форме, указанной в конкурсной документации. Размер обеспечения указывается в конкурсной документации в виде конкретной цифры, или в виде процента от цены предложения и составляет обычно несколько процентов от стоимости предложения или предполагаемой цены контракта. Если условием конкурса предусматривается обеспечение, а конкурсная заявка не сопровождается таковым, то такая заявка не принимается к рассмотрению.


Претенденту, который не выиграл конкурс, обеспечение конкурсной заявки возвращается после подписания контракта с победителем конкурса в срок, указанный в конкурсной документации. Претенденту, который выиграл конкурс, обеспечение конкурсной заявки возвращается немедленно после подписания контракта с ним при условии предоставления им требуемого обеспечения исполнения контракта, если таковое предусмотрено.

Обеспечение конкурсной заявки удерживается в пользу заказчика в следующих случаях:

· претендент отозвал свою конкурсную заявку после процедуры вскрытия конвертов, до истечения срока действия заявки;

· претендент отказался исправить ошибки или несоответствия требованиям, выявленные конкурсной комиссией на этапе рассмотрения и оценки заявок, в виду чего конкурсная заявка не принята к рассмотрению;

· претендент, выигравший конкурс, отказался или не может подписать контракт на условиях, указанных в его заявке и конкурсной документации;

· претендент, выигравший конкурс, не предоставил обеспечения исполнения контракта, если таковое предусмотрено контрактом.

Процедура рассмотрения и оценки конкурсных заявок конкурсной комиссией обычно включают следующие действия:

· оценку формального соответствия заявок требованиям заказчика, включающую проверку комплектности, полноты представленной информации и соответствия каждого документа, и, при наличии отклонений, не влияющих на содержание конкурсной заявки, приведение (где необходимо, с привлечением претендента), заявок в полное соответствие требованиям заказчика;

· проверку конкурсных заявок на предмет выявления арифметических ошибок, указание претендентам на выявленные ошибки (если таковые имеются) и их исправление;

· оценку технической части каждой конкурсной заявки с целью определения степени соответствия техническим требованиям заказчика и техническим критериям оценки заявок (если таковые имеются);

· оценку коммерческой части каждой конкурсной заявки с учетом критериев оценки, установленных в конкурсной документации;

· ранжирование всех конкурсных заявок по степени соответствия критериям оценки заявок, указанных в конкурсной документации;

· определение победителя конкурса.

В зависимости от результатов конкурса могут наступать следующие последствия конкурса:

· подписание контракта с победителем;

· если победитель отказывается или не может подписать контракт на условиях, изложенных в его конкурсной заявке и конкурсной документации, или отказывается или не может представить надлежащее обеспечение исполнения контракта (если таковое предусмотрено), то обеспечение его заявки удерживается в пользу заказчика и конкурсная комиссия проводит переговоры с претендентом, заявка которого ранжирована второй, и может заключить контракт с этим вторым претендентом;

· Закрытие конкурса без объявления победителя с объявлением повторного конкурса или без такового;

· Объявление конкурса несостоявшимся с объявлением повторного конкурса или без такового.

Конкурс считается завершенным после утверждения его результатов заказчиком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: