Различают следующие суждения:
Категорические (или атрибутивные) – утверждают или отрицают тот или иной тип отношений между понятиями. К ним также относят суждения существования.
Некатегорические (или модальные) – реальный мир или наше знание о мире таково, что уверенность в наличии связей может быть либо усилена, либо ослаблена. Такие суждения относятся к неклассическим логикам.
1. Алетическая модальность – фиксируется фактическая или логическая возможность, случайность, необходимость:
· логическая возможность – это то, что не противоречит законам логики;
· логическая необходимость – это то, что является законами логики или следствием из них;
· фактическая возможность – это то, что не противоречит законам природы и общественной жизни;
· фактическая необходимость – это то, что является законами природы и общественной жизни.
2. Эпистимистическая модальность, разделяет суждения на:
· достоверные (доказуемые или опровержимые);
· проблематичные.
3. Деонтическая модальность выражается с помощью операторов:
|
|
· обязательно;
· запрещено;
· разрешено.
В неклассических логиках также различают:
· нечеткую (размытую, fuzzy logic) логику – это нечеткая логика, в которой используются нечеткие понятия («недалеко», «близко», «часто», «редко»);
· временную (темпоральную) логику – это логика, в которой учитывается переменная времени.
Имеются и другие экзотические логики, например, логика знания и веры.
Для описания и проверки корректности алгоритмов разработана алгоритмическая логика.
Простые категорические суждения.
В структуре простых категорических суждений различают:
1. Субъект (S) – понятие, в котором фиксируется предмет мысли.
2. Предикат (P) – понятие, фиксирующее атрибуты, свойства характеризующие понятия.
3. Логическая связка – часть мысли, в которой утверждается или отрицается наличие связи между суждениями. Выражается словами «есть» и «не есть».
4. Квантор – часть мысли, которая показывает, в каком объёме берётся понятие, стоящее на месте субъекта. Кванторы подразделяют на кванторы общности («все», «всякий», «каждый», «ни один») и кванторы существования («некоторый», «большинство»).