Русская православная церковь в XIV – XVI вв

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ (греч. – сам и голова) – в православии административно самостоятельная церковь.

АСКЕТИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (греч. – упражняющийся в чем-либо) ограничение или подавление чувственных желаний, отказ от материальных благ, сосредоточение усилий на служении Богу.

ДОГМАТ (греч. – учение, точка зрения) – положение, принимаемое на веру, признаваемое неизменным, несмотря на изменение объективных условий развития. Догматизм – метод мышления, опирающийся на догмы.

ЕРЕСЬ (греч. – «особое вероучение») – оппозиционное на­правление по отношению к господствующему в религии толко­ванию догм и обрядов, течение, выступающее за преобразование церкви. В XIV – XVI вв. – выступления стригольников, нестя­жателей и т. д. В средневековье ереси обычно служили формой социального протеста, использовались народными массами в борьбе против феодального гнета.

ЖИДОВСТВУЮЩИЕназвание сторонников новгородско-московской ереси, обвиненных в приверженности к иудаизму. Появились в конце XV – начале XVI в. в Новгороде и Москве. Отрицали авторитет церкви, церковные обряды, многие догматы православия. Иван III в борьбе с боярством и богатством церкви использовал данное учение для укрепления самодержавия, а затем подверг гонениям.

ИОСИФЛЯНЕ («стяжатели»)представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV – начале XVI вв., выступавшие за превосходство церковной власти над светской. Свое название получили как последователи Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоколамского монастыря. Экономической основой влияния иосифлян являлось крупное монастырское землевладение. Вначале иосифляне блокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. На церковном соборе 1503 г. выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали так называемые нестяжатели, поддерживаемые Иваном III. Однако необходимость поддержки со стороны церкви вынудила Ивана III пойти на уступки иосифлянам. С этого времени они стали проповедовать теорию божественного происхождения царской власти. Иосифлянин Филофей сформулировал теорию «Москва – третий Рим», сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия.

КЕЛИОТСКИЙ И ОБЩЕЖИТИЙНЫЙ УСТАВЫ – в середине XIV в. Сергий Радонежский провел реформу, в результате которой русские монастыри перешли с «келиотского» устава на «общежитийный». До реформы монастырь состоял из ряда обособленных келий, монахи имели свое хозяйство, сам же монастырь в целом собственником не являлся. Согласно «общежитийному» уставу монахи должны были отказаться от личной собственности, а монастырь превращался в общину с коллективной собственностью и получал возможность широко приобретать имущество, в том числе земли. С этого момента фонд церковных земель начал активно расти, сначала за счет пожалований князей, а затем за счет добровольных вкладов («за упокой души»), покупок церковью, а также за счет погашения долговых обязательств.

НЕСТЯЖАТЕЛИ («сореане»)религиозно-политическое течение в России в конце XV – начале XVI в., возглавляемое старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Требовали преобразования церкви, отказа от церковных богатств и земель, выступали за самоусовершенствование, аскетизм, личный труд монахов. Полемика с иосифлянами завершилась осуждением нестяжателей на церковных соборах 1503 и 1531 гг. К середине XVI в. религиозно-политическая борьба нестяжателей и иосифлян ослабла.

СТОГЛАВЫЙ СОБОР («Стоглав»)церковный собор с участием царя Ивана IV Грозного и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в 1551 г. под руководством митрополита Макария и принявший решение из 100 глав. Установил нормы нравственной жизни духовенства и его отношения с государством, ограничил церковные владения и финансовые привилегии.

СТРИГОЛЬНИКИназвание ереси в Новгороде Великом и Пскове в XIV в. Название, возможно, объясняется тем, что среди еретиков многие прошли постриг. По другой версии, стригольниками называли непосвященных церковников, имевших на голове особую стрижку. По своим убеждениям они не могли вести службу в церкви так, как предписывала церковная иерархия, которую они игнорировали. Стригольники считали, что для священства не обязательно быть рукоположенным в сан. Их ересь перекликалась с идеями ранних протестантов.

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»политическая теория, обосновавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Начала складываться в середине XV в. Сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу: «Рим пал за грехи от варваров, второй Рим – Константинополь – пал от турок-османов, третий Рим – Москва – будет стоять вечно. Четвертому Риму не бывать». Теория «Москва – третий Рим» утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империей является Московская Русь – «третий Рим».

УНИЯ (лат. – единение) – 1) объединение, союз государств; 2) уния церковная – объединение православных и католических церквей.

ЦЕРКОВНЫЙ СОБОРсъезд высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Церковные соборы разделяются на вселенские (съезды представителей всех самостоятельных местных церквей) и поместные (съезды представителей высшего духовенства самостоятельной местной церкви). В Русском государстве, особенно в XV – XVII вв., постоянно созывались Церковные соборы, в числе важнейших – Стоглавый собор 1551 г., собор 1666 – 1667 гг., осудивший раскол.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: