Русская культура и быт в XVI в

БЕЛЫЙ ГОРОДисторическая часть Москвы внутри несохранившихся стен Белого города, но вне Китай-города и Кремля. В летописных источниках Белым городом называлась и сама крепостная стена. Это третья (после стен Кремля и Китай-города) крепостная стена Москвы. Территория Белого города была защищена крепостной стеной в царствование Федора Иоанновича, построенной в 1589-1593 гг. известным русским зодчим Ф. Конем на месте деревянных укреплений на земляном валу, сгоревших в 1571 г. при набеге Давлет-Гирея. П.В. Сытин объяснял происхождение названия тем, что в XVI—XVII вв. «здесь жили главным образом бояре и дворяне, находившиеся на постоянной царской службе, поэтому земля, занятая их дворами называлась «белой» – то есть была освобождена от земельных налогов, которыми облагались «чёрные» земли ремесленников, торговцев и землепашцев».

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ МИНЕИ» (ежемесячные чтения) свод оригинальных и переводных литературных памятников (собрание библейских книг) 30-40-х годов XVI в., состоящих из 12 томов (более 27 тыс. страниц). В него вошли сочинения, предназначавшиеся для «душеполезного» чтения, их состав был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день. Цель этого свода – централизация культа русских святых и расширение круга чтения церковной и светской литературы. Составлен под руководством митрополита Макария.

«ДОМОСТРОЙ» – один из интереснейших памятников культуры России. «Книга, рекомая Домострой», созданная в XVI в., – руководство по самому широкому кругу вопросов, которые возникают перед каждым, кто намерен «дом и себя устраивать во всем». «Домострой» состоит из трех частей, или «строений». Первая посвящена нравственным основам семейной жизни, остальные – разнообразным хозяйственным и житейским вопросам. Главная мысль книги: ничто не дается человеку даром, а только в результате тяжелого труда. В «Домострое» содержится огромное количество вопросов, на каждый из которых дается конкретный и обоснованный ответ. Автором «Домостроя» (в переводе – домоводство) считают Сильвестра, духовника Ивана IV.

НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ (в XVII в. принадлежала патриарху Никону) – огромный летописный свод, своеобразная историческая энциклопедия XVI в. Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр – цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода (лицо – изображение).

«ПЕСТРЫЙ СКАЗОЧНЫЙ СОБОР»Покровский собор (храм Василия блаженного) на Красной площади в Москве (1555-1561). Архитекторы – Постник и Барма. «Грозный царь в воспоминанье / О победе над Казанью / Двум прекрасным мастерам / Приказал построить храм. / Небывалый в целом свете / Пестрый сказочный собор, / Что стоит и до сих пор».

«СТЕПЕННАЯ КНИГА» («Книга степенной царского родословия») – самое официальное историческое произведение XVI в. Систематическое изложение русской истории в виде жизнеописаний великих князей и митрополитов – от Владимира I до Ивана Грозного (прославление правящей династии, обоснование божественного происхождения самодержавной власти, преемственности и непрерывности власти киевских и московских князей, деяния митрополитов).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: