Введение в инновационный менеджмент

Лекция №1

Мировое экономическое развитие перешло в постиндустриальную, или информационную, эпоху. Индустриальное развитие проходило под девизом «Свободу предпринимательству». Центральный девиз информационной эры - «Свободу нововведениям». Устойчивое развитие производства и общества в долгосрочном плане зависит, как это стало понятно, не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. Научно-технический прогресс (НТП) является основной инновационной стратегией экономического поведения предпринимателя в условиях современной конкурентной экономики. Вхождение предприятий и организаций в постиндустриальную эпоху требует применения особых управленческих приёмов, которые составляют содержание инновационного менеджмента Инновационный менеджмент является самостоятельной экономической дисциплиной, которая входит в более общую современную науку - инноватику.

Под инноватикой понимают науку об инновационной деятельности всего общества в информационную эпоху. Объектом же инновационного менеджмента являются технологические инновации.

Новшество - объект, разработанный в нескольких экземплярах, доказавший общественную полезность, но не получивший широкого распространения. Инновация (нововведение) - объект, уже нашедший широкое применение; конечный результат инновационной деятельности, в процессе которой новшества создаются, производятся и используются. Инновации являются результатом творческой, инвестиционной и внедренческой деятельности, направленной на введение в социальную практику новейших изделий или услуг.

Инновационный процесс - совокупность действий участников инновационной деятельности, включающая целеполагание, творческий процесс разработки, инвестирование, апробацию, производство и диффузию инноваций.

Имеются несколько разновидностей инноваций:

• продукты,

• процессы,

• социальные инновации.

Если технологические инновации требуют при их создании глубоких знаний, рисковых инвестиций и огромной веры в осуществимость главной идеи, то социальные инновации принято считать общедоступными в плане их разработки.

Важнейшей особенностью инновационной деятельности является то, что она способствует управляемому развитию экономики. В связи с этим сейчас инновационный менеджмент не рассматривается как один из видов функционального менеджмента, он приобрёл институциональное значение. В это понятие включают структурное оформление инновационной среды и систему управления инновациями, а также наличие корпусов инновационных менеджеров, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности.

Для того, чтобы возникло нововведение, необходимо:

1.Осознание общественной необходимости или потребности, подлежащей удовлетворению новыми технологическими способами.

2.Наличие концепции того объекта, который способен, в случае его реализации, удовлетворить эту потребность.

3.Наличие отдельных элементов, позволяющих довести концепцию объекта до практической реализации. Эти элементы могут быть как уже известными, так и совершенно новыми (материалы, технологии и знания).

Технологические инновации можно разделить на группы по следующим основаниям:

• степень новизны,

• характер концепции, на котором основана инновация,

• интенсивность инновации.

Инновации в бизнесе могут быть следующими:

• инновации в основном продукте или процессе;

• инновации в умениях и видах деятельности, необходимых для того, чтобы успешно доводить до рынка новую продукцию - менеджерская инновация;

• инновации в предпочтениях и ориентациях потребителей.

В высокоразвитых странах уже около 40 лет существует и постоянно совершенствуется система управления инновационной деятельностью компаний и корпораций, которая включает:

• учреждение специальных комитетов, советов и рабочих групп управленцев по разработке инновационной стратегии и инновационной политики;

• создание центральных служб управления инновационной деятельностью;

• формирование ряда ЦТ1" или научно-технического отделения для разработки инновации;

• образование и создание отдельных рисковых подразделений (венчуров), фондов стимулирования инноваций;

• повышение юридического статуса производственных подразделений, которые, осуществляя инновации, в то же время организационно входят в структуры, занятые серийным или массовым производством продукции;

• создание корпоративных или отраслевых лабораторий, которые заняты разработкой и внедрением high-tech;

• разработка или заказ научно-технических прогнозов, относящихся к области интересов компании;

• осуществление конкурентной разведки;

• юридическое оформление, правовая охрана и распоряжение интеллектуальной собственностью (ИС);

• международное сотрудничество в области инноваций.

Реализация инновационных мероприятий на практике должна включать

следующие элементы:

• разработка программы инновационной деятельности организации, или инновационной стратегии;

• создание или развитие организационных структур, осуществляющих инновационную деятельность, в т.ч. целевых творческих групп (ЦТГ) для «сквозного» решения инновационных задач - от генерации инновационных идей до высокоприбыльного производства нового продукта и внедрения его в общественную практику;

• разработка, согласование, утверждение, инвестирование и реализация инновационных проектов;

• обеспечение инновационных проектов и программ ресурсами, в т.ч. персоналом;

• координация инновационной деятельности на предприятиях или в организациях;

• формирование благоприятных условий функционирования инновационных подразделений

Согласно ст. 138 ГК РФ, признаётся исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

Общее руководство инновационной деятельностью в РФ осуществляется Министерством экономического развития, Министерством промышленности и Роспатентом. Чтобы инновационная деятельность хоть как-то теплилась, существуют несколько специальных фондов. Основную долю средств на инновации выделяют сами компании.

В инновационной практике РФ имеются следующие инновационные структуры: НИИ, проблемные лаборатории и исследовательские объекты, проектно-конструкторские комплексы, испытательные полигоны и аэродромы, подразделения технико-экономического прогнозирования. Кроме того, на предприятиях имеются экспериментальные цехи, конструкторские бюро автоматизации производства, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: