Инновационная политика организаций (предприятий)

Инновационная политика хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность методов воздействия хозяйственного механизма на производство новейших видов продукции и технологий. Конечная цель инновационной политики предприятия - это создание и реализация инновационных проектов, причем понятие «проект» понимается очень широко: от замысла инновации до её диффузии в общественную практику. Для того чтобы эта политика была реализована, необходимы соответствующие условия. Важнейшим из таких условий является наличие достаточных инвестиций. Здесь под инвестициями понимаются не только финансовые средства, но и ценные бумаги, а также имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или другого полезного эффекта.

В бизнес-планах инновационных проектов большое место занимает раздел о капитальных вложениях. Имеются в виду инвестиции в основные фонды, то есть затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, технологическое перевооружение предприятий, приобретение оборудования, в том числе технологического, а также приборов и компьютерной техники. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений, проводится в соответствии с законом РФ от 25.02.99 г.

При разработке инновационных проектов необходимо предусмотреть:

• соответствие предполагаемых мероприятий законодательным актам государства;

• достижение экономической, научно-технической, экологической и социальной эффективности инвестиций в инновации; получение хозяйствующим субъектом прибыли по инновационному объекту;

• эффективное распределение средств на осуществление бесприбыльных инновационных проектов, если таковые планируются;

• использование хозяйствующими субъектами государственной поддержки с целью повышения эффективности инвестиций;

• привлечение субсидий, фантов, льготных кредитов международных организаций, фондов и банков.

При создании инновационных проектов учитываются:

• состояние рынка (в том числе и финансового);

• место данной организации на рынке;

• объем реализации товаров, их цена и действия конкурентов;

• экономическое и финансовое положения субъектов;

• льготы, которые получены или могут быть получены от государства;

• условия страхования от некоммерческих рисков и получение гарантий.

При завязке инновационного проекта сначала производится выбор основного технического направления проекта, далее осуществляется стратегическое и оперативное планирование. С точки зрения управления проектом, выбор - это ограничение разнообразия. Стратегическое планирование - это формирование плана путем достижения ограниченного числа избранных целей с применением процедур систематического сравнения и оценки, причем сравнение необходимо выполнить в количественной форме. Цель стратегического планирования - разработка, утверждение и реализация стратегии осуществления инноваций.

Существуют также специальные стратегии, которые предприятия могут применять при осуществлении своей инновационной политики:

• ресурсные,

• функциональные,

• продуктные,

• организационно-управленческие,

• базовые.

Базовыми называются универсальные стратегии, получившие широкую известность благодаря своей эффективности. К базовым стратегиям относятся:

• стратегия интенсивного развития,

• стратегия интеграционного развития,

• стратегия диверсификации,

• стратегия сокращения.

В качестве инновационных стратегий могут рассматриваться:

• получение результатов инновационной деятельности в виде новых технологий, продуктов и услуг;

• применение новых методов в производстве, НИОКР, маркетинге и управлении;

• переход на новые организационные структуры;

• применение новых видов и новых подходов к использованию старых ресурсов.

К продуктным стратегиям относятся:

• предпринимательские стратегии,

• портфельные стратегии.

• стратегии, направленные на создание и реализацию новы продуктов или изделий.

К функциональным стратегиям относятся:

• производственные стратегии,

• научно-технические стратегии,

• маркетинговые стратегии,

• сервисные стратегии.

К ресурсным стратегиям относятся:

• финансовые стратегии,

• трудовые стратегии,

• информационные стратегии.

К организационно-управленческим относятся:

• материально-технические стратегии,

• технологические стратегии,

• структурные стратегии,

• методические стратегий,

• стратегии осуществления каких-то новейших систем управления.

Базовые стратегии принимаются в качестве эталона при формировании собственных стратегий предприятий, а также как объект сравнения для оценки эффективности собственных стратегий.

Особенности реализации инновационных стратегий:

• Повышенный уровень неопределенности будущих результатов.

• Существенный рост инвестиционных рисков.

• Возрастание потока различных изменений в организации, усиление противоречий в доминирующей коалиции («верхушке» руководства организации).

Стратегия интенсивного развития реализуется следующим образом: организация постоянно наращивает свой потенциал путем улучшения использования как своих внутренних возможностей, так и всех позитивных возможностей, предоставляемых внешней средой. Из этой стратегии выделяют инновационную составляющую - мероприятия, направленные на осуществление более глубокого проникновения на освоенный рынок с уже известным продуктом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: