Вопрос3: основные направления в исламе

Ислам подразделяется на три основных направления:
• Суннизм
• Шиизм
• Хариджизм

Все они возникли в результате споров о порядке передачи власти в арабском мусульманском государстве. Но перечислены они не по порядку возникновения, а по количеству их приверженцев в современном мире.
Дело в том, что когда Мухаммед стал религиозным и светским лидером, это было по мнению мусульман естественным – произошло это по воле Аллаха. После смерти Мухаммеда ситуация изменилась: первые правители получили титул «халифов» - «заместителей» посланника Аллаха (а само государство стало называться «халифат») и продолжили руководить и мусульманской общиной и государством. В это же время началась борьба за власть. После убийства третьего халифа Османа в 656 г. халифом был объявлен Али - двоюродный брат и муж дочери Мухаммеда Фатимы. Против него выступил весь род Османа (род Омейядов). Когда во время войны между ними Али приказал остановить битву и поручить независимому суду разобраться - законны ли обвинения Омейядов в адрес Али о его участии в убийстве Османа, многие верующие стали говорить о том, что Али потерял свои права на халифат, ибо «судить может только Аллах». От войска Али отделилось 12 тысяч человек. Они выдвинули лозунг «нет халифа иначе как по воле Бога и народа». Так произошёл первый раскол в исламе и возник хариджизм (хаваридж на арабском означало «вышедшие или выступившие против»). Позднее одним из хариджитов был убит Али.
Хариджиты считали, что халифа должна избирать община. Если же он нарушает предписания Корана и Сунны, несправедливо относится к членам мусульманской общины, не может защитить её интересы с оружием в руках – то его можно низложить и даже убить. Халиф являлся у хариджитов главой общины и её военным предводителем. Они поднимали восстания против узурпировавших, по их мнению власть Омейядов, а затем и Аббасидов. Особо прочные позиции хариджиты завоевали в Иране и Ираке, в Аравии и Северной Африке. С Х века движение пошло на убыль и в настоящее время небольшие хариджитские общины сохранились в Омане, Алжире и Ливии.

Следующим по времени возникновения направлением стал шиизм:

 

Шииты признают единственным преемником пророка Мухаммеда Али, а после его смерти - его потомков. Само название произошло от арабского слова шиа - «группировка, партия». Это направление расколото на множество сект и направлений. Основные противоречия между ними состоят в вопросе власти и религиозном лидерстве в мусульманском государстве.
История возникновения шиизма такова: после трагической гибели Али в 661 г. его сторонники стали требовать передачи власти его потомкам. Ещё при жизни Али были люди, создававшие из него кумира. Нескольких человек Али даже приказал сжечь за это. Они пошли на смерть со словами: «теперь мы знаем, что ты действительно Бог, потому что только Бог наказывает огнём». Почитание Али стало особенно широким после его мученической смерти. В шиизме вообще развит культ мучеников – мучениками были и сам Али, и его сын Хусайн, убитый в 680г. Города Неджеф (место захоронения Али) и Кербела (где находится мечеть на месте предполагаемого захоронения Хусайна), находящиеся на территории современного Ирака, как и иранские города Кум и Мешхед, являются местами паломничества шиитов. Али почитают не только в качестве мученика, но и как духовного и светского главы мусульманской общины (имама). Имамы из рода Али, по верованиям шиитов, являются непогрешимыми в любых вопросах, им нужно беспрекословно подчиняться. В настоящее время для большинства шиитов зримого имама нет, а представителями скрытого имама являются высшие религиозные авторитеты – аятоллы. Они могут не только толковать священные тексты, как принято в среде духовенства суннитов, но и выносить самостоятельные суждения по наиболее важным религиозным, правовым и общественным вопросам.
Шииты почитают Коран и сунну. Правда, они отвергают те предания, которые восходят к соратникам Мухаммеда, бывшими противниками Али.
Среди шиитов получил распространение принцип такийя, что означает - «осмотрительность, благоразумие»: они могут говорить и совершать то, что противоречит их вере из соображений личной безопасности или в интересах общины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: