double arrow

РУССКАЯ КУЛЬТУРА 2-Й ПОЛ. 14-15 ВВ

В развитии русской культуры этого периода появились первые признаки подъе­ма. Это было связано с объединением русских земель вокруг Москвы, которая стала центром развивающейся культуры.

Во 2-й половине 14 в. и 1-й половине 15 в. центральной темой становится борьба русского народа за свержение монголо-татарского ига. На смену былинным героям приходят конкретные исторические личности. Победе Донского над Мамаем были посвящены наполненные глубоким патриотическим смыслом произведения. В поэме «Задонщина» автор объединяет православный героизм с глубокой скорбью о по­гибших, этой же теме посвящается произведение «Сказание о Мамаевом побоище».

Во 2-й половине 15 в. в русской литературе продолжается развитие жанра «хо­ждений» - описание путешествий. Россия, высвободившись из-под татарского ига, начинает осваивать мир. Наиболее значимым произведением стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, достигшего Индии в 60-е годы 15 в. Наш соотечественник опередил великого Васко да Гама и первым купечествовал на берегу Малабара, беседуя с жителями о премудростях их веры.

Во 2-й половине 16 в. в Москве открывается первый Печатный двор, в котором издается богословская православная литература. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславцев издают первую книгу «Апостол», ставшую настоящим шедевром сред­невекового печатного дела. Всего русскими первопечатниками было издано более 20 книг.

Большой литературный и исторический интерес представляют послания поли­тических противников - Ивана Грозного и Андрея Курбского. В своем послании царь дает обоснование самодержавию. В памфлете «История о великом князе Москов­ском» Курбский обвиняет царя в тирании и неоправданной жестокости.

В 60-е годы 16 в. продолжает развиваться зарожденный на Руси в 11 в. жанр летописаний. Написана «Степенная книга», в которой систематизируется история русских земель по поколениям царской династии, дается жизнеописание митропо­литов, начиная со времен Киевского государства. Создается Лицевой летописный свод, насчитывающий более 16 тысяч иллюстраций и охватывающий период от на­чала мира до середины 16 в.

Значительным явлением в литературе этого периода стал «Домострой» Силь­вестра (священника московского Благовещенского собора) - обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа.

Этот период ознаменовался работами великих русских художников - Феофана Грека и Андрея Рублева.

Выходцу из Византии Феофану Греку в творчестве были свойственны эмоцио­нальность и экспрессивность. Он работал в Новгороде, писал фрески в церкви Спа­са Преображения, в 1405 г. расписывал в Москве Благовещенский собор.

Монах Троице-Сергиева монастыря Андрей Рублев в своем искусстве выразил основные идеи русского православия - внутреннюю созерцательность и спокойст­вие. Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Вла­димире. Наиболее известная его работа - «Троица», лаписанная для собора Трои-це-Сергиевой Лавры, - шедевр иконописного творчества.

К началу царствования Ивана III в Москве не было ни одного по настоящему ве­личественного здания. Даже Псков, имевший к этому времени 60 каменных храмов, смотрелся более выигрышно.

Иван III начинает интенсивное строительство в Москве. Он привлекает итальян­ских зодчих (Аристотель Фьораванти, Марк Руффо, Антонио Солари др.). Опираясь на традиции русского градостроения, старую русскую архитектуру и черты стиля эпохи Возрождения, талантливые итальянцы совместно с русскими мастерами соз­дали Успенский собор - архитектурный шедевр эпохи.

В 1485-1495 гг. начинается перестройка Кремля, возводятся кирпичные стены. Строятся Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, великокняжеский дворец - Грановитая палата. Архитекторы Барма и Постник закон­чили строительство на Красной площади собора Покрова на Рву (храм Василия Блаженного).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: