Культура России в 17 в

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознамено­вались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1533 г. начинается русское книгопечатание. Дьяк Иван Федоров и Петр Мсти-славец издают первую печатную книгу «Апостол» с выходными данными.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г, при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, гото­вившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески по­ощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для пре­подавания как светских, так и духовных наук.

В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические быто­вые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязин-ского монастыря высмеивается в повести «Калязинская челобитная».

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - ав­тор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом при­дворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В по­лемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2-й половине 17 в. появляются первые портретные изображения с элемен­тами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С.Ушаков работал в художест­венном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богома­терь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество зданий возводимых из камня.

В зодчестве 17 в. намечается сближение культового стиля с гражданским. По­является стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевро­пейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярусность, сим­метричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля - церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусло­вили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспе-, диции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: