Советская культура в 20-30-е гг

-

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспита­ния человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного обра­зования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступе­ней со сроком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

В 1930 г. введено всеобщее начальное-образование. Новая школа организовы­валась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты. Оно проводилось на основе строгой дисциплины, расписания. Изуча­лась история страны, гуманитарные и точные дисциплины. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 классы). Идеологическое руководство осуществляли опыт­ные партработники и комсомольцы.

Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа гра­мотных специалистов. По этой причине в 1933-1937 гг. для повышения образова­тельного уровня рабочих созданы системы рабочих школ и профессиональных кур­сов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распростра­нение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

В 1925 г. из Ленинграда в Москву переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возгла­вил Н.И.Вавилов. Отделения академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям про­изводства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструктор­ских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А.Морозов, М.И.Комкин, Ж.Я.Котин), самолетов (А.И.Туполев, С.В.Илюшин, Н.Н.Поликарпов, А.С.Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г.Грабин, Ф.Ф.Петров), стрелкового оружия (В.А.Дегтярев, Ф.В.Токарев).

А.П.Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнит­ных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л.Капица, атомного ядра -И.В.Курчатов, Г.Н. Флеров и др., физики полупроводников -А.Ф.Иоффе.

В середине 30-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», харак-тер^ый для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала мас­штабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.

Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и по­ведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти.,Он выражался в массовых шествиях, пара­дах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС. Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как че­реда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздейст­вовали на сознание и поведение всего общества. Члены ЦК лично просматривали всё новые фильмы и были их цензорами.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии. Деятелям культуры предоставлялись исключительные блага, как и партийным лидерам; формировалась зависимость искусства от государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: