Новые русские праздники

Русь приняла от греков праздники и посты. Наши предки соблюдали не только великие праздники, но и многие местные праздники Византии. Потом они вышли из практики. Принят праздник Свят. Кирилла — просветителя славян, Св. Климента Римского. Потом стали праздновать русские праздники, русским святым, в честь событий. Было четыре праздника в честь Бориса, четыре праздника в честь Глеба, преп. Феодосия — дважды в год, Свт. Леонтия — дважды в год. Это потому что своих святых было мало. Греки сопротивлялись канонизации русских святых. В память события установлен праздник 1 октября. Это чудесное видение Божией Матери Андреем Боголюбским. Празднование этого события как-то противоестественно, ведь вспоминается по сути поражение русской армии под стенами Константинополя. И вот побеждённые славяне настолько почитали Пресвятую Богородицу, что забыли об истории праздника. Историки стали отмечать появление праздника на Руси во второй половине 13 века. Предполагают, что его установил Андрей Боголюбский, но точно не установлено когда и кем был установлен праздник.

9 мая вспоминалось перенесение мощей Николая Чудотворца из города Миры в город Бари в южную Италию в 1087 году. В некоторых исторических книгах пишут не перенесение мощей, а похищение. 1 августа 1164 года Андрей Боголюбский одержал победу над войсками камских болгар. В этот же день византийский император Мануил одержал победу над сарацинами. Победы приписали помощи Всемилостивого Спаса и приурочили к этому дню поклонение кресту Господню, которое раньше совершались в Константинополе в конце июля начале августа.

27 ноября вспоминалось чудесное знамение от иконы Божией Матери Новгородской. Это празднество совершалось только не новгородцами.

26 ноября чествовалась память Георгия Победоносца. Видимо, этот праздник установлен Ярославом Мудрым по случаю построенной монастырской церкви Георгия Победоносца. Это был первый монастырь Киевской Руси.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УСТАВЫ, КНИГИ И ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ.

В раннюю эпоху христианства в каждом монастыре и в каждой епархии были свои чины богослужения. Поэтому существовало большое разнообразие чинов. Когда мы принимали христианство у греков уже водворялось единообразие чинов и уставов, хотя не совершенно полно. Первый определённый устав, принятый с Востока преп. Феодосием был устав Студийского монастыря, общепринятый у нас до второй половины 14 века. Это был не оригинальный устав. Это некоторая переделка иерусалимского устава. Первые богослужебные книги были болгарскими, иногда писались новые. Они появились при Ярославе Мудром. С того времени сохранились Евангелия Апракосы — избранные евангельские чтения на праздники., псалтири, служебники, уставы. Минеи, ирмологии, канонник. Появление новых праздников русским святым побуждало к составлению новых служб им. Служба Борису и Глебу написана митрополитом Иоанном Первым. Появилась анонимная служба Феодосию Печерскому. Канон Иоанна Ростовского Свт. Леонтию. Несколько канонов Кирилла Туровского и инока печерского Григория в первой половине 12 века. Русскими авторами были написаны молитвы. Митрополит Иларион написал молитву за князя и за всех православных. Феодосий Печерский написал молитву " за вся христианы", а также заупокойную молитву, которая влагалась в руки усопших. Кирилл Туровский написал молитвы на каждый день седмицы. Итак, богослужебная практика определялась богослужебными экономическими сочинениями, но иногда и словесными указаниями митрополитов, епископов, а главное — певчими, пришедшими из Болгарии. Они ввели одноголосое унисонное пение. При Ярославе Мудром пришли в Киев из Царьграда три певчих с семьями и ввели партесное пение, домественное по мелодии императорских и патриарших регентов. В начале 12 века в Киеве известен целый квартал доместиков (регентов). Греческие певцы были во Владимире, В Великом Новгороде.

ПРИМЕРЫ БЛАГОЧЕСТИЯ В КИЕВСКОЙ РУСИ.

Никакая другая религия не перерождала так неофита, как христианство. Первым примером нравственного обновления после крещения являет собой сам Св. Владимир. Вообще героями русского народного эпоса были всего два монарха: Св. Владимир и царь Иоанн Грозный. Мы уже знаем о нищелюбии Св. Владимира. (смотри соответствующий раздел). А сколько жён и наложниц было у князя — язычника. Всё он оставил и стал супругом единой жены — царевны Анны. На свою прошлую жизнь он смотрел как на грустное заблуждение. Нередко он молился взывая: " Господи, был я как зверь, жил я по-скотски, но ты укротил меня. Слава Тебе Боже!" Другой пример благочестия являют сыновья Св. Владимира страстотерпцы Борис и Глеб.

Они рождены от матери-христианки, По одной летописи мать называется болгарыней, по другой версии это дети царевны Анны. Борис родился не раньше 988 года, так что в 1015 году, году смерти ему было 25 — 27 лет. Летопись пишет, что это был красивый молодой юноша царски светел и разумен. От Владимира получил Ростов в 987- 990 году. А в 1015 году сначала был при отце (уже заболевшем), потом напали печенеги и отец отправил его со своей дружиной против врага. Во время этого похода отец умер, а киевский престол занял третий сын Святополк(Окаянный). Это сын гречанки, вероятно монахини, бывшей жены Ярополка. Он получил от отца в удел Туров, женился на дочери польского короля Болеслава Храброго, и так сблизился с ним, что хотел отойти к Польше. Св. Владимир арестовал его с супругой и бросил в темницу. Но перед смертью освободил их.

Не найдя печенегов Борис возвращается в Киев, и на обратном пути на берегу реки Альты близ Переяслава узнал о смерти отца. Святополк поехал в Вышгород и вызвал Путшу (убийца Бориса) и других вышгородских бояр и приказал убить Бориса. На Альту были посланы Путша с сотоварищи. Ближние Бориса предлагали ему согнать Святополка с престола, а он отвечал: " Не подниму я руки на брата старейшего. Умер отец мой, пусть он будет мне вместо отца." Послы Святополка предлагали Борису лучший удел вместо Ростова и звали его в Киев на совет, Владимирова дружина почти вся разошлась. В ночь на 24 июля 1015 года было совершено кровавое злодеяние. Борису было уже открыто о готовящемся против него злодеянии. Своему священнику он повелел петь утреню, сам читал шестопсалмие и канон. Утреня окончилась, Он стоял перед иконой и молился: " Господи, Ты пострадал за грехи наши, удостой и меня пострадать для тебя. Умираю не от врагов, а от брата, Не поставь ему того в грех." Затем причастившись и простясь со всеми спокойно лёг в постель. Убийцы как звери ворвались к Борису и закололи его копьями, и думая, что убили вышли вон. Однако страдалец пришёл в себя и вышел из шатра. Один злодей ударил его копьём в сердце. Убийцы увезли его тело в Вышгород и погребли его в церкви Св. Василия. В 1019 году другой брат Ярослав Мудрый, одержав победу над Святополком и завладев Киевом собрал сведения о месте нахождения Бориса. Он перенёс в другую церковь мощи Бориса и Глеба. Тело Бориса было нетленно. Теперь Святополк Окаянный послал гонца к Глебу. Глеб родился примерно в 984 году. Летопись пишет о нём:" Добрый и смирный князь — щедрый и милостивый". В удел получил Муром. Гонец Святополка говорил Глебу: " Иди скорее — отец тяжко болен и зовёт тебя к себе". Глеб спешит в Киев. Ярослав, княживший в Новгороде, прислал сказать ему, что отец умер, а Борис убит. Глеб был под Смоленском, когда узнал о злодеянии. Он находился в ладье. Убийцы во главе с Горясером вошли в его ладью, но их предвосхитил повар — торчин, не любивший хозяина. Он схватил голову Глеба сзади и вонзил нож в гортань. Это случилось 5 сентября 1015 года. Убийцы вынесли тело князя из лодки и бросили в глухом лесу. Оно было найдено и погребено в Вышгороде. Святополк убил ещё одного брата Святослава в земле древлянской и вступил в отчаянную борьбу с Ярославом, из которой победителем вышел Ярослав с помощью варяжской дружины. Почему Глебу воздаётся одинаковое с Борисом почитание? Потому что он добровольно отдался в руки убийц. Он сказал: " Если ты получил милость у Господа (говорит горюя о брате) моли Его, чтобы и я пострадал как ты. Лучше мне быть с тобою, чем в этом злом мире". А вот Святослава не чтут, потому что мы не знаем обстоятельства его смерти.

Третий пример благочестия являет собой великий князь Изяслав Ярославич — старший сын Ярослава Мудрого. Престол получил в 1054 году. Он предстает пред нами как человек тихий, любящий правду и не мстительный. Он простил киевлян, изгнавших его и разграбивших его дом. Простил и брата Всеволода. Даже защитил его от врагов, положив за него свою голову. Это в том мире, где господствовал закон "зуб за зуб и глаз за глаз".

Владимир Мономах постоянно помнил заповеди Божии, избегал лени и роскоши. Имущество тратил на бедных, на строительство храмов, помогал духовенству. " Был нищелюбив, правдолюбив, не горд". Завещал своим детям: " Ни правого, ни виновного не убивайте". Один князь убил в усобице сына Мономаха Изяслава. Вот что ему пишет отец убитого: " Долго печальное сердце мое боролось с законом христианина обязанного прощать и миловать. Убив моего сына и твоего крестника, видя кровь сего агнца, видя сей юный увядший цвет, ты не пожалел об нем, не пожалел о слезах отца и матери, не хотел написать ко мне письма утешительного. Не укоряю тебя безвременной кончиной любезного мне сына. Если имеешь совесть, если захочешь успокоить мое сердце и напишешь ко мне грамоту без всякого лукавства, то обратишь к себе наше сердце и будем жить ещё дружелюбнее прежнего. Я не враг тебе и не хотел крови твоей. Если захочешь умертвить моих сыновей — твоя воля. Богу известно, что я желаю добра отечеству и братьям. Не боязнь и не крайность заставляют меня говорить таким образом, но совесть, душа, которые мне всего на свете драгоценнее". И это слова отца, потерявшего сыны! Дети его были достойными отца. Мстислав, ревнуя о славе Божией строил храмы, кормил нищих и был неизменно великодушен. Отец как-то сказал о нём:" Сын- юноша устыдил отца своим великодушием.

Прславились Св. Анна — сестра Мономаха (монахиня в Киеве), Св. Евфросиния — дочь Святослава Полоцкого, основавшего монастырь в Полоцке. Евфросиния скончалась во время паломничества в Иерусалим. Это очень редкие люди в Киевской Руси, в том варварском обществе. При слабом усвоении христианства в народе неудивительно то, что святые появились в высших слоях тогдашнего общества. " Восходящее солнце Православия озаряло ещё только вершины. Низменности лежали ещё в прежнем мраке.

МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО В КИЕВСКОЙ РУСИ.

Когда на Руси появились монастыри? Летопись под 1037 годом сообщает о строительстве князем Ярославом Мудрым монастыря Св. Георгия, добавляя: " Черноризцы почаша множитися и монастыреве по чинаху быти". Монах Иаков говорит: " Князь Владимир на пирах ставил трапезу митрополиту с епископы, с черноризцы и попы". Следовательно монахи были и прежде. Преподобный Антоний Печерский вернувшись с Афона " ходи по монастырям". Преподобный Феодосий по его житию обходи в Киеве вся монастыря, хотя быти мних". Следовательно монастырей было много, но безымянных. Вероятно, честь в раскрытии этого вопроса принадлежит Голубинскому, потому что сохранилось мало документов об этом. И Голубинский реконструировал по греческому образцу монашество того времени. Вероятно, первые обители возникли в церковной ограде приходского храма или погосте в виде нескольких избушек-келий. Таким образом, к тому времени, когда Ярослав создавал Георгиевский монастырь насельники уже были. По Голубинскому в домоногольский период было 68 монастырей. 2/3 из них было построено князьями и боярами. Это мирские монастыри. Они строились в городах. 10 построены самими богатыми монахами. Летопись пишет, что многие монастыри поставлены князьями и боярами, но не такие, которые были поставлены "слезами, пощением, молитвою и бдением". Голубинский пишет о возникновении монашества.: " Изначально были монастыри несобственные (особножитные). Несколько человек, желавших монашествовать, соединялись в одно общество, ставили в одном месте келии каждый сам для себя. Эта монашеская слободка составлял собой монастырь. Так как монахи люди молитвы, имели нужду в храме, и представляли собой нищую братию, жили подаяниями от мирян (подати удобно получать в храме. то упомянутые слободки ставились при приходских церквах, в их оградах, отчего ограды во многих церквах России и до сего дня называются монастырями ". Какие же были монастыри по происхождению? Это мирские монастыри, которые находились в городах, в миру. Они преобладали. Отшельнических монастырей в этот период почти не было. Типы мирских монастырей: митрополичий или епископский. Митрополит или епископ строил монастырь, чтобы отдыхать там от пастырских трудов и упокоиться по оставлении паствы. Князь строил для окрестных обывателей и вместе с тем иметь постоянных богомольцев за себя с семьёй и за своих родителей или исполнял обет, который он давал в случае опасности. Князь мог основать монастырь по случаю знаменательного события. Тихвинский Успенский монастырь основан в память явления иконы Тихвинской иконы Божией Матери. Боярин или богатый купец создавал себе в монастыре место, где надеялся молиться и благотворить при жизни и лечь по смерти. Иногда монастырь строился целым городом или селом, чтобы обывателям было где постричься в старости и устроить душу по смертном поминовении. Все эти лица подражали грекам, имевшим фамильные монастыри и владевшим ими на правах ктиторов. Стефан преемник преп. Феодосия после изгнания из Лавры устроил при помощи бояр монастырь в Киеве. Монахи не усердствовали в строительстве обителей, потому что перед ними был пример греков. Они могли довольствоваться кельями в ограде церковной. Устав в этих безымянных монастырях был келиотский. Заслуга перп. Федосия в том, что он ввёл в Киево- Печерском монастыре Студийский общежительный устав. Это абсолютно нестяжательный устав, воспрещавший инокам иметь в кельях имущество, лишнее питие и пищу. Он так наставлял братию: " Нелепо есть нам, братие, инокам сущим и отвергшимся мирских собрания паки творити имений в келье своей. Темже братие довольны будем пещись об уставных одеждах наших, о пище, предложенной нам келарем, в келье от сицевых имети ничтоже". В этом великая заслуга преподобного Феодосия, также как и преп. Сергия. С чем ещё боролся Преп. Феодосий. Первым делом была борьба за нестяжательство. У греков был обычай: всякий, кто имел желание быть погребённым с честию покупал себе могилу в монастыре, и платил туда взнос на помин души. И у нас существовало поверие, что всякий, кто погребён в Печерском монастыре будет помилован, даже самый грешный человек. Это второе, против чего выступал Преп. Феодосий. Богатые люди приглашали монахов к себе в дома на трапезу, и даже задавали пиры в монастырях. Есть свидетельство. Митрополит Иоанн Второй пишет: " Иже в монастыре пиры творят, созывают мужи вкупе и жены и в тех пирех друг друга преуспевают, кто лучше сотворит пир. Сия ревность не по Бозе, но от лукаваго бывает ревность си". От греков позаимствован обычай пострижения при последнем издыхании. Летопись сообщает под 1168 годом: " Великий князь Ростислав Мстиславич когда отходил в мир иной рек отцу духовному, что ему отвечать пред Господом" занеже взборони (защити) ны от пострижения". В Киево — Печерском патерике сказано: " Кто говорит: постригите меня, когда увидите, что я буду умирать, то суетна вера и пострижения". Иноческое пострижение некоторыми воспринималось как таинство, второе крещение, избавляющее от грехов. Бывали случаи насильственного пострижения в политических целях в Греции. Так и у нас. В 1205 году галицкий князь Роман Мстиславич победил своего тестя великого князя Рюрика Ростиславича и постриг его вместе с женой, чтобы он больше не боролся за власть, но менее чем через год сам был убит. Постриженный Рюрик, сбросив монашеские ризы снова стал властвовать десять лет в Киеве и Чернигове. Карташёв пишет: " К счастью, люди одарённые незаурядною силою духа находят силы возвысится над несовершенством порядков и становятся теми праведниками, существованием которых искупается грешный мир. Наше монашество просияло выдающимися образцами сурового, жестокого иноческого подвига. Всем известны подвиги колосов аскетики — первоустроителей нашего монашества препп. Антония и Феодосия печерских".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: