Теория «плюралистической демократии» («государство всеобщего благоденствия»)

Представители - Д.Кейнс, М.Дюверже.

Время разработки - середина XX в.

Основные идеи:

• государство - надклассово, выражает интересы всех слоев (страт) общества;

• политические, общественные организации корректируют государственную политику;

• государство обеспечивает высокие стандарты жизни для всех.

Достоинство теории - отражает достигнутый уровень жизни в развитых странах, интересы и права человека,

недостаток - известная идеологизация реальных позиций.

Для лучшего понимания многочисленных теорий, часто стыкующихся друг с другом, можно сравнить их крайние положения по тем или иным аспектам сущности государства.


марксистская теория немарксистская теория
экономический аспект государства
Современное государство, какова бы ни была его форма, есть по своей сути капиталистическая машина господства капиталистов, идеальный совокупный капиталист Государство есть механизм обеспечения гражданину определенной доли общественного богатства, способ участия граждан в доходах
классовая сторона
Государство возникло как продукт классового общества, в котором антагонистические интересы борющихся классов не могут быть примерены Государство - показатель зрелости гражданского общества, усложнения хозяйственных связей, оно смягчает общественные противоречия
политический аспект
Это организация экономически господствующего класса, который с помощью государства становится и политически господствующим классом Государство обеспечивает возможность участия граждан в принятии политических решений
социальный аспект
Государство есть машина для поддержания господства меньшинства над большинством Современное государство отличается широкой социальной базой. Государство есть инструмент общества
управленческий аспект государства
Государство сводится к выделенному из человеческого общества аппарату управления Государство есть официальный и действительный представитель всего общества

V. Существующее разнообразие теорий о сущности государства, думается, можно свести к двум принципиально различным подходам (по аналогии с теориями правовыми):

позитивистский либертаристский
- суть государства - власть, сила, не ограниченная правами граждан, целями и интересами общества - государство есть необходимый инструмент общества, подчиненный его целям и интересам
- государство стоит над индивидом и обществом - государство стоит ниже индивида и общества
государством может считаться любая властная организация в обществе, самая могущественная на данный момент и оформленная законами - государственная воля, присущая праву должна признавать, соблюдать, защищать свободу граждан; государство - это власть подчиненная праву
- государство по своей воле может дать права гражданам (государство - государство не вольно давать или не давать права гражданам, ибо
   

законности), но может и не дать (деспотическое государство) фундаментальные права и свободы - естественны
государство первично по отношению к праву, оно творит право; без государства право не может быть появиться или осуществляться первичны естественные права человека и гражданина, эти права существуют до и помимо государства
- государство в любой момент может отменить предоставленные законо- дателем права - государство не может даровать и отменять естественные права
- любой властный акт государства, оформленный соответствующим образом и сопровождаемый принуждением, правомерен и законен - акты государства, ограничивающие фундаментальные человеческие права и свободы, незаконны

На известную «раздвоенность» в понимании сущности

государства указывал выдающийся русский теоретик И.А.Ильин.

Государство как учреждение (больница, ВУЗ) Государство как корпорация (садово-огородные товарищества)
строится сверху (учреждается вышестоящими органами) строится снизу активными, полномочными людьми, объе- динившимися по своей воле
- люди получают от учреждения благо, пользу, но не формируют ни своего общего интереса, ни общей цели - люди имеют общий интерес вольный признать или отвергнуть государственную структуру
у людей нет возможности действовать от лица учреждения - если признают устав корпорации, то имеют полномочия действовать
- люди пассивно воспринимают от учреждения заботу, услуги, но не их слушают, а они сами слушаются; само учреждение решает принять ли их и на каких условиях, какой «распорядок дня» установить члены корпорации сами формулируют цели, задачи организации, принимают устав, выбирают руководящие органы, отзывают их, требуют отчета, контролируют...
деятельность учреждения начинается с решений его руководства, люди не выбирают органов учреждения, не имеют права их сменять деятельность корпорации начинается с индивидуума, его интереса, прав, свобод, на основе голосования
- реализуется принцип опеки над заинтересованными людьми, к уставу учреждения опекаемые не касаются, не могут требовать отчета реализуются принципы самоуправления солидарность интересов, свободно принимающих или отвергающих те или иные решения

То или иное проявление сущности государства И.А.Ильин ставил в зависимость от ряда условий.

Разобравшись с сущностью и явлением государства, абстрагируясь от деталей, можно перейти к его понятию; используя логические, точные языковые средства выражения дать его определение. Таким образом:

• государство в обычном смысле - это официальная власть.

• В профессиональном смысле - это организация политической власти в обществе, осуществляющая свои задачи с помощью права, которое обеспечивает права и свободы гражданина.

• В научном (доктринальном) смысле - это исторически возникшая из общества политическая организация суверенной публичной власти, обладающая силовым и ресурсным потенциалом, возможностью издавать законы и взимать налоги для эффектного и легитимного воздействия на это общество в целях обеспечения его интеграции и взаимодействия его структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: