Система добычи и система заслуг как способы комплектования государственного аппарата. Принцип лояльности и принцип нейтральности государственных служащих

Общепризнанными являются два способа комплектования государственного аппарата система добычи и система заслуг.

Система добычи заключается в том, что победивший на выборах президент страны, или лицо, совершившее государственный переворот и захватившее власть, считает вполне заслуженным поставить на все государственные должности своих сторонников. Это оперативная и эффективная система захвата власти и ее удержания, но она недолговечна ввиду неспособности такого аппарата создать условия нормального функционирования экономики в государстве.

Система заслуг предполагает, что на государственные должности приходят лица, победившие на организованных государством открытых и независимых конкурсах по выбору специалистов. Система заслуг предполагает карьерное продвижение государственных служащих и конкурсы на замещение вакантных должностей в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Ценз здесь один – профессиональная пригодность. Занятие должностей происходит не на основе назначения, а на основе выборов. Такой порядок реализует участие самих граждан в государственном управлении через свободный доступ к занятию должностей государственной службы. Система заслуг в принципе призвана обеспечить приток в государственный аппарат лучших представителей общества.

Основным отличием системы заслуг от системы добычи является специальные требования качества государственного служащего, его квалификация в области государственного управления. При системе добычи квалификация государственного служащего тоже является привлекающим фактором для руководителя государства, однако не она является определяющим критерием; более важным в этом случае критерием является возможность руководителя осуществлять реальный контроль за таким лицом.

В Российской Федерации статья 6 федерального закона РФ 199-ФЗ 1995 г. закрепляет, что в квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к (п.3):

1) уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы;

2) стажу и опыту работы по специальности;

3) уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь:

1) для высших и главных государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы;

2) для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специальности "государственное и муниципальное управление" либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным;

3) для младших государственных должностей государственной службы - среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным (п.4 ст.6 федерального закона РФ 199-ФЗ 1995 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: