double arrow

Государственное антикризисное регулирование: роль и виды

ТЕМА 5. АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

5.1 Государственное антикризисное регулирование: роль и виды

5.2 Система государственного антикризисного регулирования

5.3 Государственная финансовая поддержка неплатёжеспособных предприятий

5.4 Меры антикризисного регулирования

5.5 Практическое значение антикризисного регулирования

Основные понятия:антикризисное регулирование, система антикризисного регулирования, механизм антикризисного регулирования, стратегия антикризисного регулирования, политика антикризисного регулирования; отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит; технология антикризисного регулирования, меры антикризисного регулирования: профилактические и оздоровительные; санация: внесудебная, досудебная, арбитражная.

Государство является не внешней системой, а составной частью, элементом рыночной экономики и в связи с этим осуществляет своё воздействие (регулирование) на различные сферы воспроизводственного процесса.

Государственное регулированиеэкономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов и на экономику в целом путём изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Государственное регулирование экономики в зависимости от её состояния выполняет различные функции.

В стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры государственного управления и государственного аппарата.

В неустойчивом состоянии (угроза кризиса) экономики осуществляется государственный контроль отдельных предприятий и отраслей, некоторых цен, государственный контроль (вплоть до государственного задания) номенклатуры и объёма производства ряда товаров.

В кризисном состоянии экономики часто применяется система фондового распределения, жёсткое регулирование процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления.

Государственное регулирование экономики решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре и т.п. Одной из важнейших задач государственного регулирования экономики является ликвидация сбоев функционирования рыночного механизма на микроуровне, создание условий для преодоления кризисных явлений в деятельности предприятий. Данная задача решается путём выработки и реализации мер государственного антикризисного регулирования.

Государственное антикризисное регулирование – это макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства на кризисное состояние экономики; это «политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования»[46].

Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему.

Для антикризисного регулирования необходима база надёжных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют следующие виды регулирования:

1) правовое – создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

2) методическое – методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

3) информационное – учёт и анализ платёжеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

4) экономическое и административное – применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью её стабилизации;

5) организационное – создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

6) социальное – социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

7) кадровое – поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;

8) экологическое – защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.

С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий:

Ÿ экономические – налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.;

Ÿ административные – принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Роль государственного антикризисного регулирования заключается в создании такой системы взаимодействия государства и рыночной экономики, которая обеспечивает преодоление макро- и микроэкономических кризисов.

В антикризисном управлении государство играет две роли, соответствующие двум его функциям в системе общественных отношений:

1) гражданско-правовую – подразумевает, что государство тоже является участником гражданских отношений, вступающим в отношения с другими участниками. Например, в сфере банкротства государство выступает собственником, кредитором и должником;

2) публично-правовую – заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного управления, сборе налогов, организации финансовой системы государства, эмиссии национальной валюты, поддержании её курса[47].

Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям:

1. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика заключается в регулировании экономики с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. предусматривается установление на определённом уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:

Ÿ в период спада производства – в увеличении объёмов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;

Ÿ в период подъёма – в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведёт к повышению платёжеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий и, следовательно, к оживлению экономики;

Ÿ в любой период – в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.

2. Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления:

Ÿ пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом;

Ÿ усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности;

Ÿ усиление государственного контроля в государственном секторе экономики.

Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.

3. Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям. Эта политика проявляется также и в том, что Центральный банк РФ, воздействуя на коммерческие банки и нормируя их обязательные резервы, тем самым стимулирует выдачу кредитов. Кроме того, покупка и продажа ценных бумаг государства и иностранной валюты влияют на экономический рост и инфляцию: покупка ведёт к увеличению денежной массы, продажа – к её снижению.

4. Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры:

Ÿ выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники;

Ÿ государственная поддержка их развития путем финансирования;

Ÿ осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики;

Ÿ совершенствование системы оплаты труда научных работников;

Ÿ участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

5. Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий, создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, формирование системы информационной поддержки промышленности. В настоящее время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово ощутимой поддержки национальной экономики.

6. Амортизационная политика заключается в оптимизации формирования затрат по использованию основных фондов путём выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

7. Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного инвестора и создании условий для привлечения частных инвестиций в экономику.

8. Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основные макроэкономические показатели в плановом периоде: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции, безработицы, минимального размера оплаты труда (МРОТ), дефицит бюджета, процентные ставки и др. Определяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.

9. Ценовая политика состоит в регулировании цен на товары и услуги первой необходимости и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.

10. Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

11. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования.

Однако нельзя забывать и о таких проблемах антикризисного регулирования, как:

Ÿ неприятие руководителями предприятий давления со стороны местной администрации;

Ÿ нежелание раскрыть финансовую и производственную информацию о своём бизнесе;

Ÿ убеждённость в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно;

Ÿ отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.


Сейчас читают про: