Запорно-регулирующая арматура. Задвижки предназначены для включения и отключения трубопроводов с условным проходом 5Омм и больше, а также для регулирования протока среды

Задвижки предназначены для включения и отключения трубопроводов с условным проходом 5Омм и больше, а также для регулирования протока среды.

Задвижки обеспечивают не большое гидравлическое сопротивление потока среды. Воду, пар или газ можно подавать в задвижку с любой стороны.

Параллельная задвижка (см.рис.19) изготовляется из чугуна и с трубопроводом соединяется с помощью фланцев болтами. Она имеет корпус с крыш кой и диски, свободно закрепленные на шпинделе. Между дисками устанавливается распорный клин. При вращении маховика по часовой стрелке шпиндель вместе с дисками опускается, клин, упираясь в корпус, раздвигает диски, которые прижимаются к бронзовым кольцам в корпусе и закрывают проход среде. для плотного закрывания задвижки диски и кольца в корпусе притираются. Когда маховик вращать против часовой стрелки, шпиндель вместе с дисками поднимается, клин опускается, диски и задвижка открываются.

Параллельные задвижки изготовляются диаметром 50, 80, 100, 125, 150, 200, 300, 400 мм.

Рис. 19. Параллельная задвижка

а- с выдвижным шпинделем

б- с невыдвижным шпинделем

1- кольцо седла

2- клин

3- диск

4- корпус

5- обойма диска

6- прокладка

7- шпиндель

8- крышка корпуса

9- болт с гайкой

10- сальниковая набивка

11- болт

12- крышка сальника

13- гайка

14- маховик

15- траверса.

По конструкции задвижки бывают параллельные и клиновые, с выдвижным и невыдвижным шпинделем.

Клиновые стальные задвижки (см.рис.20) применяются для воды и пара с рабочим давлением до 25 кгс/см изготовляются без редуктора с Ду=50-250 мм, с редуктором Ду=300-400 мм и электроприводом Ду=500-1000 мм.

Рис. 20. Задвижки клиновые стальные:

а- с выдвижным шпинделем

б- с невыдвижным шпинделем и редуктором

в- задвижка с электроприводом;

1- корпус

2- крышка

3- шпиндель

4- клин

5- кольца

6- электропривод

В клиновых задвижках проходное отверстие перекрывается клиновым круглым диском. диск помещается между наклоненными уплотни тельными кольцами корпуса. При вращении маховика шпиндель с по мощью гайки перемещает диск, открывая или закрывая проход.

В задвижках с выдвижным шпинделем по выступающему над маховиком шпинделю можно оценить, открыта или закрыта задвижка.

В задвижках с неподвижным шпинделем последний вращается вместе с маховиком. На конце шпинделя и на дисках есть резьба. При вращении маховика вращается и шпиндель, диски по резьбе поднимаются или опускаются, открывая или закрывая проход.

Уплотнение шпинделя в местах прохода через крышку корпуса в обоих случаях проводится сальниковой набивкой.

Вентили (см.рис.21) предназначены для закрывания прохода в трубопроводах (Æ15-250 мм) и для регулирования расхода жидкости и пара. Они бывают муфтовые и фланцевые (см.рис.22), с прямым и наклонным шпинделем. Вентиль состоит из чугунного или бронзового корпуса, который закрывается крышкой (на резьбе или шпильками), и запорного (регулирующего) органа. Через крышку проходит шпиндель с резьбой, на одном конце которого шарнирно закреплен клапан, а на втором — маховик, Пространство между крышкой корпуса и шпинделем заполняется сальниковой набивкой, уплотненной втулкой, положение которой регулируется накидной гайкой или крышкой сальника.

В круглое отверстие корпуса впрессовано бронзовое кольцо (седло). При вращении маховика шпиндель будет опускаться или подниматься и клапан закрывать или открывать проход. Плотность прилегания клапана к седлу обеспечивается прокладкой (резина, кожа, фторопласт).

В паровых вентилях она отсутствует, а плотность при закрывании обеспечивается притиркой клапана к седлу.

Вентили на трубопроводах устанавливают таким образом, чтобы направление движения среды совпадало со стрелкой на корпусе (подача под клапан).

Рис. 21. Вентили (разрез)

а- проходной с крышкой на шпильках

б- проходной с крышкой на резьбе

в- угловой

г- прямоточный;

1- корпус

2-шток

3- сальник

4- крышка сальника

5- клапан

6- седло клапана

7- крышка корпуса

8- маховик

Рис. 22. Фланцевый вентиль

1- корпус

2- гайка

3- фланец

4- крышка с сальником

5- шпиндель

6- маховик

7- фланец для шпинделя

8- шпилька

9- седло тарелки

10- клапан

Положительное качество вентилей — плавное регулирование и плотность закрывания; недостаток — большое местное сопротивление (последствия поворотов среды). Вентили изготовляются Æ = 15; 20, 25; 32; 40; 50; 80; 100; 125;150; 200; 250 мм.

Краны (см.рис.23) — это арматура, предназначенная для быстрого открывания и закрывания прохода в трубопроводе, а также для регулирования затраты жид костей и газов. Различают краны проходные, многоходовые, водоразборные и двойного регулирования. Проходные и многоходовые краны изготовляются пробкового типа, а водоразборные — вентильного. Краны выпускаются с условным проходом Ду= I5-IООО мм, наиболее распространенные Ду = 15-100 мм.

Пробковые краны (см.рис.24) бывают:

- по методу уплотнения — сальниковые и натяжные;

- по конструкции соединения — муфтовые, фланцевые, цапковые;

- по материалу корпуса и пробки — чугунные, бронзовые, комбинированные.

Рис. 23. Кран двойного регулирования поворотного типа:

1- стакан

2- пробка

3- корпус крана

4- крышка

5- ограничитель поворота

6- шпиндель

7- накидная гайка

8- втулка

9- рукоятка

10- розетка

11- сальниковая набивка

12- контргайка.

Рис. 24. Пробковый кран:

1- корпус

2- пробка со штоком

3- крышка сальника

4- сальниковая набивка

5- опорное кольцо

6- прорезь в пробке

7- болт

Запорным элементом пробкового крана является коническая пробка с прорезью для прохода среды. На четырехгранной головке под ключ наносится риска, которая совпадает с направлением про рези. Если риска на головке совпадает с направлением трубопровода, на котором установлен кран — проход открыт, а если риска размещена поперек трубопровода — закрытый.

Плотность в сальниковых кранах обеспечивается сальниковой набивкой. Уплотнение ее осуществляется затягиванием сальника с помощью накидной гайки или крышки сальника.

В натяжных кранах в нижней части пробки есть шпилька с резьбой, на которую надевается шайба и накручивается гайка. Плотность в этих кранах обеспечивается затягиванием гайки. Краны, установленные на газопроводах, должны иметь упоры, ограничивающие поворот пробки в границах 90о.

В качестве предохранительных устройств допускается применять:

a) рычажно-грузовые предохранительные клапаны прямого действия

b) пружинные предохранительные клапаны прямого действия

c) импульсные предохранительные устройства (ИПУ), состоящие из импульсного клапана (ИК) и главного предохранительного клапана (ГПК).

Диаметр прохода (условный) рычажно-грузовых и пружинных клапанов должен быть не менее 20 мм.

На каждом паровом и водогрейном котле и отключаемом по рабочей среде пароперегревателе должно быть установлено не менее двух предохранительных устройств.

Суммарная пропускная способность устанавливаемых на паровом котле предохранительных устройств должна быть не менее номинальной паропроизводительности котла.

Предохранительные устройства должны устанавливаться в паровых котлах с естественной циркуляцией без пароперегревателя на верхнем барабане.

Предохранительные клапаны должны защищать котлы, пароперегреватели и экономайзеры от превышения в них давления более чем на 10% расчетного (разрешенного).

Конструкция пружинных клапанов должна исключать возможность затяжки пружины сверх установленной величины. Пружины клапанов должны быть защищены от прямого воздействия выходящей струи пара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: