1). Работа по учебнику, стр. 94.
У: С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?
Д:
- Я видел циферблат в часах в форме круга.
- А я катаюсь на велосипеде и ведь колеса тоже в форме круга.
- У телефона тоже есть круг, который мы вращаем, набирая номер.
У: Правильно, ребята. Консервная крышка тоже имеет форму круга. (Показываю.) Границы любого круга – это окружность. Резинка, которую можно вынуть из консервной крышки (показываю) – это “окружность”. Прочитайте правило об окружности в учебнике (с. 94) и скажите, что вы о ней узнали.
2). Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”.
Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”. Ножницами также нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу “тупым концом”, т. е. колечками.
У: Расскажите правила пользования циркулем и ножницами.
(Дети рассказывают.)
У: Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель?
|
|
Д:
- Я думаю, что в центре окружности должна быть игла.
- Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.
У: Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.
(Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)
У: Какой ножкой циркуль чертит?
Д: Циркуль чертит грифелем.
У: Прочитайте об этом в учебнике, стр. 94.
У: Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?
Д:
- Я думаю, что нужно ножки циркуля развести.
- Нет, я думаю их нужно сдвинуть ближе.
- Ты ошибаешься: если ты сдвинешь ближе ножки циркуля, то получишь маленькую окружность, а нам нужно начертить большую окружность.
У: Ты правильно догадался, Алеша. Чтобы начертить большую окружность, ножки циркуля нужно развести. Попробуйте начертить самую большую окружность, какая поместится на вашем листе. (Ученики чертят самую большую окружность, отмечают, у кого лучше в группе получилось.) А теперь самую маленькую, какая у вас только получится (на том же листе в любом месте, можно внутри большой окружности).
3). Составление аппликации на цветной бумаге.
Материал: образец аппликации, циркуль, цветная бумага для основы, клей, ножницы.
1 группе нужно сделать аппликацию “Страусенок”.
2 группе – аппликацию “Цыпленок”.
Дети делают аппликацию на листе цветной бумаги. Детали дорисовывают фломастером. Можно нарисовать фон или траву, солнышко.