Культура древней Месопотамии

Особенностью месопотамской цивилизации, в отличие, например, от египетской или греческой, являлся подвижный характер культурных центров: возникнув на одном месте, они через некоторое время прекращали свое существование под натиском завоевавших их племен. Многие государства были уничтожены завоевателями, их население переселено в другие земли. Даже сами завоеватели растворялись в завоеванных народах, утрачивали свой язык и обычаи. Культуру древней Месопотамии заложили племена шумеров и аккадских семитов в IV тысячелетии до н. э. Обширные степи позволяли разводить скот, орошаемые земли - заниматься садоводством и огородничеством, полезные ископаемые давали металлы. Между Тигром и Евфратом возникают крупные поселения, города-государства, занимаемые разными племенами. Разливы рек, смывавшие постройки и уничтожавшие посевы, породили легенды о потопе. Укрощению рек помогали постройки обводных каналов, искусственных водоемов, с помощью которых можно было избегать наводнений и получать нужную в хозяйстве воду. Важным для жизни было ремесло выделки кож, из которых делали одежду, покрытия для лодок, кибитки, бурдюки для хранения воды и для организации переправ воинов через водные преграды. Шерсть ткали и для одежд и для покрывал, которые заказывали даже римские императоры. Мастерские при монастырях изготовляли ткани с золотой и серебряной нитью - парчу. В садах выращивали яблоки, гранаты, айву, виноград. Но особую заботу проявляли в отношении фиников, которые служили важной статьей внешней торговли. Во всех видах работ участвовали рабы. Грамотных рабов хозяева отпускали, чтобы они зарабатывали деньги на себя и хозяев. В Вавилоне (городе-государстве) существовала торговля деньгами, ростовщичество. Широко практиковались аренда и субаренда (земли, зданий, скота). Сделки оформлялись договорами, скрепляемыми подписями и печатями сторон. Печати в виде цилиндриков обычно носили на шнурке на поясе. От лидийцев месопотамцы переняли металлические монеты.
Символом государственной власти был царь в единстве с богом (Шамашем, Бэлом-Мардуком и др.). Отсутствие того и другого означало отсутствие государства. Существовали две основных формы собственности: царская и храмовая. Жизнь бога (идола божества) проходила так же, как и царская. Божество обедало, выезжало на охоту, имело свой гардероб, для которого шились одежды. У Вавилонского главного бога Мардука был сын, который главенствовал в пригороде. Помимо основных богов были боги сил природы. Храмы имели огромное количество рабов, которые им доставались после раздела трофеев.
В городах-государствах Месопотамии начались процессы кодификации законов, которые до этого существовали в устной форме и могли быть по-разному истолкованы. Законы царя Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе.
Духовную жизнь месопотамских городов-государств отличало то, что каждый город имел свое символическое изображение в виде животного, своего бога, планету, которая покровительствовала ему, особо почитаемый день недели. Особое значение имела цифра семь. Существовала семерка наиболее важных городов, семерка планет, богов и семь дней в неделе. Храмы имели форму многоступенчатых пирамид и назывались зиккуратами. Башни имели смотровые площадки, как полагают некоторые ученые, которые служили обсерваториями.
Астрология и астрономия играли огромную роль в жизни всех древних народов, в том числе и месопотамцев. Их наблюдения легли в основу солнечного и лунного календарей, карты звездного неба, деления года на месяцы и недели. Астрономами Вавилона с большой точностью было вычислено время обращения Луны вокруг Земли. Они ввели в обиход большие числовые величины, которыми в Европе не оперировали даже в XVIII в.
Широко практиковались предсказания и прорицания по внутренностям животных. Для обучения этому ремеслу существовали глиняные муляжи внутренних органов животных. В городах имелись школы писцов и школы для детей богатых. Писали клинописью на глиняных табличках разной величины. Книги представляли собой перевязанные и сложенные в ящички серии табличек. В библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в VII в. до н.э. насчитывалось ЗО тыс. таких томов. Литература включала в себя мифы, мемуары царей, гимны, описания героических деяний царей. Важнейшее место среди эпических произведений занимает эпос о Гильгамеше. Изобразительное искусство сохранилось в форме скульптур царей, божеств, масок, рельефов, мозаик. Настенные росписи и рельефы выполнялись в условной форме. Рельефы из дворца в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.) относятся к военным темам, сценам битв, триумфов царей, приему послов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: