Развитие представляет собой многоуровневую систему, включающую следующие аспекты - объект изменения (развития), тип развития, существующую формализацию изменения, сопротивление изменению. Они имеют разно-функциональную направленность, исследуются представителями разных дисциплин, что можно представить в следующем виде:
Таблица 1
Некоторые аспекты развития социально-экономических систем
Основные аспекты развития | Корпоративные дисциплины, функции | ||||
Инжинирин-гинновации процессов | Продуктовые Инновации | Управление че-ловеческими ресурсами | Маркетинг | Корпоратив-ный менедж-мент | |
Объект из-менения (развития) | Бизнес- про-цессы, техно-логии, | продукт | Корпоративная культура | Рынок, про-дукт, мнение потребителя | Структура, форма собст-венности, стра-тегия |
Тип разви-тия | Эволюцион-ный и револю-ционный | Эволюционный и революцион-ный | Эволюционный | Эволюцион-ный и рево-люционный | Эволюционный и революцион-ный |
Текущая формализа-ция управ-ления | Полностью или частично | Полностью или частично | нет | нет или частично | нет |
Сопротивле-ние | Высокое или низкое | низкое | высокое | низкое | высокое |
Кем исследуется | СМК, консал-тинг по биз-нес-процессам | Маркетологи, производство | HR специалисты | маркетологи | Стратегические консультанты |
Классифицируя направления развития по таким критериям, как ориентация на внешний рынок или внутренние процессы, текущую коммерческую деятельность или ее обслуживание, можно выделить следующие основные типы:
|
|
• «внешнее» развитие, направленное на рынок:
. развитие в контексте увеличения производства, продаж или доли рынка;
. развитие вспомогательной деятельности, обслуживающей основную;
. развитие рынков и продуктового портфеля;
. стратегические преобразования компании и бизнеса;
• «внутреннее» развитие, направленное на внутреннюю среду компании:
. развитие основных процессов, ресурсов, организации, менеджмента, имиджа.
В менеджменте можно выделить следующие подходы к развитию компании:
1. Развитие «с экономическим эффектом». Модель характеризуется предположением, что основным стимулом любого развития является прибыль. Недостатком концепции должно быть признано то, что не все виды и варианты развития могут рассматриваться с точки зрения получения немедленной финансовой выгоды. Для многих ситуаций и руководителей решающее значение приобретают другие мотивы, например, имидж.
2. Развитие «без оценки экономической выгоды». Предполагается, что основными мотивами развития являются стремление к совершенствованию компании, улучшению ее деятельности, рынков и продукции. Недостатком является отсутствие измеряемых показателей KPI, часто просто бесцельное освоение средств, неконкретность и абстрактность инициатив развития.
|
|
3. Развитие «внешнее». Согласно этой модели для компании важным является развитие видимых рынку показателей и атрибутов деятельности компании, ее продукции, рынков, офисов, сервиса. Увлечение этим направлением создает иллюзию роста компании, хотя на самом деле настоящая опасность может лежать в отсутствии внимания к внутренним вопросам и проблемам. Необходимость последнего возникает только при появлении реальных проблем.
4. «Развитие внутреннее». Основными стимулами являются неудовлетворенность компании и ее менеджмента внутренней ситуацией, культурой, оборудованием, организацией процессов. Низкое внимание к внешней среде и рынку приводит к слабой конкурентной позиции и низкой устойчивости бизне-са.
5. Развитие «технологическое». Предполагается, что развитие необходимо только в технологической сфере. На практике эта идеология характерна для производственных крупных компаний. Руководство, согласно концепции, имеет дело с технологиями и рабочими руками, а не с бизнесом или компанией.
6. Развитие «человеческое». Особенностью такого подхода является усиленное внимание к развитию кадров и корпоративной структуры, командных и личностных отношений, увлечение построением отношений. Следствием этой модели являются компании, не имеющие сильных технологий, уникальных конкурентных продуктов.
В работе рассмотрены способности и мотивы организации к развитию в виде воздействия внешней среды, инициатив акционеров, внутренних факторов деятельности, включая давление ключевой компетенции компании. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Цели развития однозначно связаны с типом, признаками, условиями существования и жизненным циклом той или иной компании. Развитие может быть организовано по различным вариантам. Полюсные противоположные ситуации, когда компания никак не управляет развитием, не выделяя ресурсы и не организуя процесс и наоборот, когда она увлечена постоянным совершенствованием, совершенно забыв про работу на рынке – одинаково опасны.
Основные проблемы развития:
. отсутствие планов развития или стратегии развития на предприятии;
. отсутствие общего единого взгляда на развитие. Местнические или функциональные интересы;
. «необщее» или лоскутное развитие (по аналогии с TQM);
. единое финансирование развития и основной бизнес-деятельности;
. давление со стороны основной бизнес-деятельности предприятия по ресурсам или приоритетам;
. консерватизм традиционной организационной структуры при организации инициатив развития;
. рабочая и исполнительская нагрузка сотрудников, не учитывающая деятельность по развитию.
Комплексное изучение развития компании, его особенностей, типов, организации - не только синтез организационного, технологического, маркетингового, социологического, экономического, имиджевого аспектов, но и последовательная реализация принципов системности и деятельности.