Понятие развитие. Подходы к развитию компании

Развитие представляет собой многоуровневую систему, включающую следующие аспекты - объект изменения (развития), тип развития, существующую формализацию изменения, сопротивление изменению. Они имеют разно-функциональную направленность, исследуются представителями разных дисциплин, что можно представить в следующем виде:

Таблица 1

Некоторые аспекты развития социально-экономических систем

Основные аспекты развития Корпоративные дисциплины, функции
Инжинирин-гинновации процессов Продуктовые Инновации Управление че-ловеческими ресурсами Маркетинг Корпоратив-ный менедж-мент
Объект из-менения (развития) Бизнес- про-цессы, техно-логии, продукт Корпоративная культура Рынок, про-дукт, мнение потребителя Структура, форма собст-венности, стра-тегия
Тип разви-тия Эволюцион-ный и револю-ционный Эволюционный и революцион-ный Эволюционный Эволюцион-ный и рево-люционный Эволюционный и революцион-ный
Текущая формализа-ция управ-ления Полностью или частично Полностью или частично нет нет или частично нет
Сопротивле-ние Высокое или низкое низкое высокое низкое высокое
Кем исследуется СМК, консал-тинг по биз-нес-процессам Маркетологи, производство HR специалисты маркетологи Стратегические консультанты

Классифицируя направления развития по таким критериям, как ориентация на внешний рынок или внутренние процессы, текущую коммерческую деятельность или ее обслуживание, можно выделить следующие основные типы:

• «внешнее» развитие, направленное на рынок:

. развитие в контексте увеличения производства, продаж или доли рынка;

. развитие вспомогательной деятельности, обслуживающей основную;

. развитие рынков и продуктового портфеля;

. стратегические преобразования компании и бизнеса;

• «внутреннее» развитие, направленное на внутреннюю среду компании:

. развитие основных процессов, ресурсов, организации, менеджмента, имиджа.

В менеджменте можно выделить следующие подходы к развитию компании:

1. Развитие «с экономическим эффектом». Модель характеризуется предположением, что основным стимулом любого развития является прибыль. Недостатком концепции должно быть признано то, что не все виды и варианты развития могут рассматриваться с точки зрения получения немедленной финансовой выгоды. Для многих ситуаций и руководителей решающее значение приобретают другие мотивы, например, имидж.

2. Развитие «без оценки экономической выгоды». Предполагается, что основными мотивами развития являются стремление к совершенствованию компании, улучшению ее деятельности, рынков и продукции. Недостатком является отсутствие измеряемых показателей KPI, часто просто бесцельное освоение средств, неконкретность и абстрактность инициатив развития.

3. Развитие «внешнее». Согласно этой модели для компании важным является развитие видимых рынку показателей и атрибутов деятельности компании, ее продукции, рынков, офисов, сервиса. Увлечение этим направлением создает иллюзию роста компании, хотя на самом деле настоящая опасность может лежать в отсутствии внимания к внутренним вопросам и проблемам. Необходимость последнего возникает только при появлении реальных проблем.

4. «Развитие внутреннее». Основными стимулами являются неудовлетворенность компании и ее менеджмента внутренней ситуацией, культурой, оборудованием, организацией процессов. Низкое внимание к внешней среде и рынку приводит к слабой конкурентной позиции и низкой устойчивости бизне-са.

5. Развитие «технологическое». Предполагается, что развитие необходимо только в технологической сфере. На практике эта идеология характерна для производственных крупных компаний. Руководство, согласно концепции, имеет дело с технологиями и рабочими руками, а не с бизнесом или компанией.

6. Развитие «человеческое». Особенностью такого подхода является усиленное внимание к развитию кадров и корпоративной структуры, командных и личностных отношений, увлечение построением отношений. Следствием этой модели являются компании, не имеющие сильных технологий, уникальных конкурентных продуктов.

В работе рассмотрены способности и мотивы организации к развитию в виде воздействия внешней среды, инициатив акционеров, внутренних факторов деятельности, включая давление ключевой компетенции компании. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Цели развития однозначно связаны с типом, признаками, условиями существования и жизненным циклом той или иной компании. Развитие может быть организовано по различным вариантам. Полюсные противоположные ситуации, когда компания никак не управляет развитием, не выделяя ресурсы и не организуя процесс и наоборот, когда она увлечена постоянным совершенствованием, совершенно забыв про работу на рынке – одинаково опасны.

Основные проблемы развития:

. отсутствие планов развития или стратегии развития на предприятии;

. отсутствие общего единого взгляда на развитие. Местнические или функциональные интересы;

. «необщее» или лоскутное развитие (по аналогии с TQM);

. единое финансирование развития и основной бизнес-деятельности;

. давление со стороны основной бизнес-деятельности предприятия по ресурсам или приоритетам;

. консерватизм традиционной организационной структуры при организации инициатив развития;

. рабочая и исполнительская нагрузка сотрудников, не учитывающая деятельность по развитию.

Комплексное изучение развития компании, его особенностей, типов, организации - не только синтез организационного, технологического, маркетингового, социологического, экономического, имиджевого аспектов, но и последовательная реализация принципов системности и деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: