Стратегический
Менеджмент
Конспект лекций
Излагаются научные основы, концепция и основные задачи стратегического менеджмента, рассматриваются вопросы анализа внешней среды и внутренних возможностей предприятия, подходы к разработке стратегических альтернатив, проблемы реализации стратегических решений.
Оглавление
1. Введение в стратегический менеджмент…………………………….. 3
1.1. Предпосылки стратегического управления ……………………... 3
1.2. Понятие стратегического управления…………………………… 3
1.3. Этапы развития стратегического управления…………………… 5
1.4. Первоначальная концепция стратегического управления……… 7
1.5. Проблемы и перспективы использования стратегического
управления в отечественных условиях………………………………………… 8
2. Общая концепция стратегического управления……………………... 9
2.1. Сущность стратегического управления…………………………. 9
2.2. Основные компоненты и этапы стратегического управления…. 11
2.3. Объекты стратегического управления…………………………… 14
2.4. Виды стратегического управления………………………………. 16
2.5. Принципы стратегического управления………………………… 21
3. Миссия и цели организации…………………………………………… 22
3.1. Формирование видения…………………………………………… 22
3.2. Определение сферы миссии бизнеса…………………………….. 23
3.3. Установление целей бизнеса……………………………………… 25
3.4. Построение иерархии целей…………...………………………….. 27
4. Анализ внешней среды предприятия…………………………………. 29
4.1. Характеристика и цели анализа внешней среды предприятия…. 29
4.2. PEST-анализ микросреды предприятия………………………….. 30
4.3. Анализ общей ситуации и конкуренции в отрасли……………… 33
5. Анализ внутренней среды предприятия………………………………. 40
5.1. Цели и принципы стратегического анализа внутренней среды… 40
5.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия…………………. 41
5.3. Стратегический анализ издержек и «цепочка ценностей»……… 44
6. Общий подход к выработке стратегии………………………………… 46
6.1. Сущность стратегии………………………………………………... 46
6.2. Классификация стратегий предприятия…………………………… 48
6.3. Основные стратегии развития бизнеса…………………………….. 49
6.4. Определение стратегии предприятия……………………………… 51
7. Разработка стратегии однозначного бизнеса………………………….. 53
7.1. Создание конкурентных преимуществ на уровне
хозяйственных подразделений…………………………………………………… 53
7.2. Стратегия лидерства в издержках…………………………………. 55
7.3. Стратегия дифференциации……………………………………….. 56
7.4. Стратегия фокусирования…………………………………………. 58
8. Разработка функциональных стратегий………………………………. 59
8.1. Производственные стратегии……………………………………… 59
8.2. Стратегия НИОКР………………………………………………….. 61
9. Разработка стратегии на корпоративном уровне……………………… 63
9.1. Роль и оценка преимуществ диверсификации……………………. 63
9.2. Стратегии диверсификации………………………………………… 65
9.3. Стратегический анализ диверсифицированной компании………. 68
10. Выполнение и контроль стратегии…………………………………… 73
10.1. Основные стадии выполнения стратегии………………………… 73
10.2. Стратегические изменения……………………………………….. 74
10.3. Стратегический контроль…………………………………………. 77
Список литературы………………………………………………………… 79
Оглавление………………………………………………………………….. 80
ВВЕДЕНИЕ В СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Предпосылки стратегического управления
Термин «стратегическое управление» был введен на стыке 60-70 гг. для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.
Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде.
Можно выделить четыре фактора-условия, определяющих актуальность стратегического управления / 1/:
1. Во второй половине XX века число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями, неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не подлежат решению исходя из опыта, полученного в первой половине XX века.
2. Множественность задач наряду с расширением географических рамок национальных экономик приводит к дальнейшему усложнению управленческих проблем.
3. Возрастает роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствует условиям решения возникающих задач.
4. Усиливается нестабильность внешней среды, что повышает вероятность стратегических неожиданностей, внезапных изменений, их непредсказуемость.
Исключительно важным становится использование гибкого управления, которое обеспечит адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде.
Своевременное реагирование на возникающие изменения достигается посредством стратегического управления развитием предприятия.






