I. Типовая СМО состоит из трех частей: 
- обслуживания поступающих заявок,
- входного потока заявок на обслуживание,
- очереди в ожидании обслуживания.
Например, надо выбрать один из нескольких конкурирующих вариантов строительства автозаправочной станции (АЗС) с одной бензоколонкой, которая является типичной СМО. Автомашины прибывают на АЗС случайным образом и, если не могут быть обслужены сразу, становятся в очередь. Дисциплина очереди - "первым приехал - первым обслужен".
Пусть статистические наблюдения позволили получить среднее количество автомашин m, обслуживаемых в единицу времени. Обратная величина 1/m определяет среднее время обслуживания одной автомашины. Вероятность того, что обслуживание одной атвомашины в момент t будет завершенно за малый промежуток времени
приблизительно равна m
,
m >0. Вероятность того, что обслуживание не закончится 1-m
. Тогда плотность распределения времени обслуживания имеет экспоненциальный вид
m exp (- mt),
.
Среднее число автомашин, появляющееся на АЗС за единицу времени, то есть интенсивность появления
а обратная величина
- среднее время появления на АЗС одной автомашины. Вероятность того, что за
не прибудет ни одной автомашины
.
Из сказанного выше, на основе теории вероятностей, можно сделать два вывода:
1) промежутки времени
между двумя последовательными появлениями автомашин удовлетворяют экспоненциальному распределению

2) вероятность того, что за любой, уже достаточно большой период времени Т>>
прибудет n автомашин, подсчитывается по формуле

то есть входной поток автомашин на АЗС является пуассоновским.
II. При проектировании АЗС необходимо выполнение условия
, ибо в противном случае очередь будет постоянно расти. Если это условие выполненно, то через некоторое время после начала работы АЗС перейдет в стационарный режим, то есть характеристики не будут зависеть от времени.
Нагрузка СМО
стационарный режим наступает при
и тогда основные её характеристики определяются по формулам:
1. Коэффициент простоя СМО 
2. Среднее число клиентов СМО 
3. Средняя длина очереди 
4. Среднее время пребывания (обслуживания) клиента 
5. Время пребывания клиента в очереди 
На основании анализа значений приведенных характеристик можно сделать вывод о целесообразности выбора конкретного варианта строительства АЗС.
III. Пример:
1. Исходные данные:
- средний интервал между прибытием автомашин
мин,
- варианты строительства АЗС имеют следующие средние времена обслуживания автомашин 1/m: 5 мин; 3,5 мин; 2 мин; 1 мин; 0,5 мин.
2. Используя выражения для
и зная значения
можно определить величины Е1, Е2, Е3, Е4, Е5 и результат свести в таблицу
| Характеристика СМО | Варианты АЗС как СМО | ||||
| 4 мин | 4 мин | 4 мин | 4 мин | 4 мин |
| 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 |
| 1/ m | 5 мин | 3,5 мин | 2 мин | 1 мин | 0,5 мин |
| m | 0,2 | 0,286 | 0,5 | 0,25 | 0,125 |
| 1,25 | 0,875 | 0,5 | 0,25 | 0,125 |
| Е1 | -0,25 | 0,125 | 0,5 | 0,75 | 0,875 |
| Е2 | -5 | 0,333 | 0,143 | ||
| Е3 | -6,25 | 6,125 | 0,5 | 0,083 | 0,018 |
| Е4 | -20 | 27,477 | 1,333 | 0,571 | |
| Е5 | -25 | 24,305 | 0,333 | 0,071 |
3. Анализ содержания таблицы:
1) первый вариант не годен из-за того, что очередь в этом случае будет расти до бесконечности, так как 
2) второй вариант хороший по показателю загруженности оборудования АЗС, так как
(малая доля простоя) и Е1 = 0,125, но при этом возникают значительные очереди, так как
и Е3 = 6,125, а также большие средние времена пребывания автомашины на обслуживании Е4 = 27 мин 48с;
3) третий вариант приводит к тому, что оборудование половину времени простаивает Е1 = 0,5, но среднее число автомашин в АЗС Е2 = 1, средние потери времени Е4 = 4 мин при среднем времени обслуживания Е3 = 2 мин;
4) в вариантах 4 и 5 очереди фактически нет (вариант 4
, вариант 5
), но оборудование большую часть времени простаивает (вариант 4 Е1 = 0,75, вариант 5 Е1 = 0,875). то есть эти варианты мало эффективны и их следует исключить;
5) предварительная рекомендация для ЛПР по результатам анализа может состоять в принятии 3-го варианта, имеющего следующие характеристики Е1 = 0,5; Е2 = 1; Е3 = 0,5; Е4 = 4; Е5 = 2.
ВАРИАНТЫ ЗАДАЧ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ






