Определение характеристик систем массового обслуживание (СМО)

I. Типовая СМО состоит из трех частей:

- обслуживания поступающих заявок,

- входного потока заявок на обслуживание,

- очереди в ожидании обслуживания.

Например, надо выбрать один из нескольких конкурирующих вариантов строительства автозаправочной станции (АЗС) с одной бензоколонкой, которая является типичной СМО. Автомашины прибывают на АЗС случайным образом и, если не могут быть обслужены сразу, становятся в очередь. Дисциплина очереди - "первым приехал - первым обслужен".

Пусть статистические наблюдения позволили получить среднее количество автомашин m, обслуживаемых в единицу времени. Обратная величина 1/m определяет среднее время обслуживания одной автомашины. Вероятность того, что обслуживание одной атвомашины в момент t будет завершенно за малый промежуток времени приблизительно равна m ,

m >0. Вероятность того, что обслуживание не закончится 1-m . Тогда плотность распределения времени обслуживания имеет экспоненциальный вид

m exp (- mt), .

Среднее число автомашин, появляющееся на АЗС за единицу времени, то есть интенсивность появления а обратная величина - среднее время появления на АЗС одной автомашины. Вероятность того, что за не прибудет ни одной автомашины .

Из сказанного выше, на основе теории вероятностей, можно сделать два вывода:

1) промежутки времени между двумя последовательными появлениями автомашин удовлетворяют экспоненциальному распределению

2) вероятность того, что за любой, уже достаточно большой период времени Т>> прибудет n автомашин, подсчитывается по формуле

то есть входной поток автомашин на АЗС является пуассоновским.

II. При проектировании АЗС необходимо выполнение условия , ибо в противном случае очередь будет постоянно расти. Если это условие выполненно, то через некоторое время после начала работы АЗС перейдет в стационарный режим, то есть характеристики не будут зависеть от времени.

Нагрузка СМО стационарный режим наступает при и тогда основные её характеристики определяются по формулам:

1. Коэффициент простоя СМО

2. Среднее число клиентов СМО

3. Средняя длина очереди

4. Среднее время пребывания (обслуживания) клиента

5. Время пребывания клиента в очереди

На основании анализа значений приведенных характеристик можно сделать вывод о целесообразности выбора конкретного варианта строительства АЗС.

III. Пример:

1. Исходные данные:

- средний интервал между прибытием автомашин мин,

- варианты строительства АЗС имеют следующие средние времена обслуживания автомашин 1/m: 5 мин; 3,5 мин; 2 мин; 1 мин; 0,5 мин.

2. Используя выражения для и зная значения можно определить величины Е1, Е2, Е3, Е4, Е5 и результат свести в таблицу

Характеристика СМО Варианты АЗС как СМО
         
4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин
0,25 0,25 0,25 0,25 0,25
1/ m 5 мин 3,5 мин 2 мин 1 мин 0,5 мин
m 0,2 0,286 0,5 0,25 0,125
1,25 0,875 0,5 0,25 0,125
Е1 -0,25 0,125 0,5 0,75 0,875
Е2 -5     0,333 0,143
Е3 -6,25 6,125 0,5 0,083 0,018
Е4 -20 27,477   1,333 0,571
Е5 -25 24,305   0,333 0,071

3. Анализ содержания таблицы:

1) первый вариант не годен из-за того, что очередь в этом случае будет расти до бесконечности, так как

2) второй вариант хороший по показателю загруженности оборудования АЗС, так как (малая доля простоя) и Е1 = 0,125, но при этом возникают значительные очереди, так как и Е3 = 6,125, а также большие средние времена пребывания автомашины на обслуживании Е4 = 27 мин 48с;

3) третий вариант приводит к тому, что оборудование половину времени простаивает Е1 = 0,5, но среднее число автомашин в АЗС Е2 = 1, средние потери времени Е4 = 4 мин при среднем времени обслуживания Е3 = 2 мин;

4) в вариантах 4 и 5 очереди фактически нет (вариант 4 , вариант 5 ), но оборудование большую часть времени простаивает (вариант 4 Е1 = 0,75, вариант 5 Е1 = 0,875). то есть эти варианты мало эффективны и их следует исключить;

5) предварительная рекомендация для ЛПР по результатам анализа может состоять в принятии 3-го варианта, имеющего следующие характеристики Е1 = 0,5; Е2 = 1; Е3 = 0,5; Е4 = 4; Е5 = 2.

ВАРИАНТЫ ЗАДАЧ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: