Согласно модели ПКТМ создание марки происходит с помощью поэтапного воздействия на существующих и потенциальных потребителей. Выделяются такие этапы.
• Первичное ознакомление потребителей с маркой.
Оно предусматривает создание ассоциаций с товарными категориями или потребностями. Другими словами, нужно рассказать о марке, что она делает и какие потребности она удовлетворяет.
• Формирование целостного восприятия значения марки.
На этом этапе необходимо четко выделить конкретные и абстрактные свойства марки с помощью ассоциаций.
• Создание желаемого восприятия марки и ее значения.
Нужно добиться, чтобы потребители воспринимали марку и относились к ней так, как это нужно фирме.
• Использование восприятия для создания приверженности к марке и усиления контактов потребителей с ней.
Нужно воспитать приверженных потребителей, которые не просто любят марку, но и интересуются новыми данными, маркетинговыми программами, делают регулярные покупки, участвуют в клубах и др.
Рациональная и эмоциональная сторона восприятия
У сильных брэндов есть рациональная и эмоциональная сторона восприятия. Они взывают как к разуму, так и к сердцу потребителя. Таким образом, есть два способа создания приверженности к торговой марке.
- Можно двигаться вверх по левой стороны пирамиды, создавая ассоциации функциональности и затем формируя мнения потребителей.
- А можно подниматься справа, создавая абстрактный образ марки и формируя впечатления о ней.
Для создания сильных марок обычно используют оба пути. У сильных марок развиты и функциональность и имидж, необходимые для создания неоднозначного, но непротиворечивого отношения к ним. Подобное сочетание делает марку более разнообразной и интересной для потребителей и менее чувствительной к действиям конкурентов. Рациональные мотивы удовлетворяют прикладные потребности, а эмоциональные — психологические или духовные потребности. Сочетание рациональных и эмоциональных мотивов обеспечивает хорошую основу для позиционирования марки.
Развернутый вариант схемы
Широта и глубина осведомленности
- Под глубиной осведомленности понимается вероятность и легкость припоминания элемента брэнда
- Под широтой осведомленности понимается совокупность ситуаций покупок и использования, в которых вспоминается элемент марки. Иногда они отражают
- время покупки,
- способ и
- место использования торговых марок.
Чтобы объяснить проблемы широты и глубины освеломленности, рассмотрим пример с апельсиновым соком Т ropicana. Обычно апельсиновый сок пьют за завтраком Но многие производители стремятся доказать что соки следует пить при любых обстоятельствах Поэтому для рекламы сока придумали слоган “ теперь мы его пьем не только за завтраком ”