Стадии (этапы) правоприменительного процесса

Правоприменительная деятельность осуществляется поэтапно. Стадии (этапы) правоприменительного процесса - это выработанные наукой и практикой и закрепленные законом ступени познания истины, отражающие логику осуществления права, среди которых:

• установление фактической стороны дела - решение вопроса факта (quaestio facti);

• установление юридической стороны дела - решение вопроса права (quaestio juris);

• решение дела.

Содержание первой стадии заключается в установлении фактических обстоятельств дела (сбор юридически значимой информации, доказательств, их исследование, оценка истинности, достоверности, достаточности - в установленном законом порядке).

Содержание второй стадии состоит в выборе правоприменителем отрасли, института и нормы права, проверке подлинности текста нормы, пределов ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц; в толковании - уяснении смысла и содержания юридических предписаний, после чего возможна квалификация деяния, т.е. установление точного соответствия элементов совершенного деяния с нормой права.

Содержание третьей стадии - это принятие акта применения права (вынесение решения по гражданскому делу, возбуждение уголовного дела, наложение штрафа, выдача разрешения и т.п.), и организация практического осуществления (контроль за осуществлением) акта применения права.

VI. Толкование (interpretatio) - не только стадия правоприменения, но и самостоятельная научная и практическая проблема.

Толкование можно различать по тому кто толкует (субъекты) и как это делается (по объему толкования; по конкретным приемам и способам и т.д.).

А. По субъектам толкование подразделяется на: Официальное (легальное) уполномоченным на то органом и являющееся обязательным;

• нормативное - разъяснение общего характера, распространяющееся на все случаи действия толкуемого нормативного акта и всех субъектов;

• аутентическое - разъяснение, исходящее от органа, установившего норму;

• казуальное - официальное разъяснение нормы права применительно к конкретному случаю (казусу).

Неофициальное толкование исходит от органов и лиц, не наделенных официальными полномочиями и не имеет юридической силы:

• доктринальное - разъяснение ученых-юристов;

• специальное (профессиональное) - разъяснение специалистов-практиков (например, в юридической консультации);

• обыденное - толкование неспециалистами.

Б. Толкование по объему подразделяется на:

• буквальное (адекватное) - смысл и словесное содержание нормы права совпадают;

• ограничительное - подлинный смысл - уже словесного выражения нормы;

• распространительное - подлинный смысл, действительное содержание шире текстуального выражения нормы права.

Толкование может различаться и по конкретным приемам и способам, например:

• лингвистическое толкование использует лексический и грамматический анализ текста правовой нормы;

• систематическое толкование раскрывает смысл нормы права с учетом ее места в системе права и связи с другими нормами;

• историческое толкование требует выяснения историко-общественных условий, принятия данной нормы, целей и задач, стоящих перед законодателем.

Официальное толкование оформляется интерпретационным актом - документом конкретизирующим те или иные нормативные предписания. Различают интерпретационные акты в сфере правотворчества как результат нормативного, аутентичного, легального толкования и интерпретационные акты в сфере правоприменения как результат казуального толкования, обобщающего юридическую практику.

Кроме того интерпретационные акты могут отличаться:

• по субъектам толкования (органы государственной власти, управления, суда, прокуратуры и т.п.);

• по отраслям права (предмет правового регулирования) акты толкования налогового, гражданского, финансового права и т.д.;

• по своему характеру (материальные и процессуальные акты и т.п.). Особенности интерпретационных актов:

• не имеют самостоятельного значения;

• вызываются к жизни необходимостью разъяснения правовых норм;

• действуют в единстве с толкуемым нормативным актом;

• представляют собой разъяснение смысла юридических норм;

• содержат конкретизирующие предписания;

• издаются после принятия толкуемых нормативных актов, утрачивают силу одновременно с ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: