Механизм правового регулирования

I. Понятие правотворчества, его принципы, стадии, виды. Категории правотворчества.

II. Механизм правового регулирования, понятие, категории, структура.

III. Типы правового регулирования, его эффективность, пределы.

I. Правотворчество - специальная, целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по изданию нормативно-правовых актов.

Роль и значение правотворчества в ряду других государственных функций исключительно велика, ибо с помощью правотворчества:

• формируется (создается, изменяется, отменяется) действующее право;

• придается юридическая сила нормам права;

• осуществляется управленческое воздействие на социальные процессы;

• находит демократическое обоснование правоохранительная деятельность;

• возводится в ранг общеобязательной воля законодателя;

• задается «планка» народовластия, закрепляется уровень достигнутой обществом цивилизации.

Правотворчество делят на две фазы:

• начальную (подготовительную) фазу правообразования, когда объективно складывается правовые предпосылки под влиянием общественной необходимости, социально значимых проблем;

• собственно правотворческий процесс в узком смысле слова -закрепленную законом процедуру, технологию создания нормативно-правовых актов и доведения их предписаний до адресата.

Принципы правотворчества:

законность (Правотворчество осуществляется в строгом соответствии с требованиями Конституции и действующим законодательством);

справедливость (содержание «результата правотворчества» -нормативно-правовых актов должно отвечать понятию справедливости);

эффективность (целью правотворчества является результативная, управляемая деятельность в условиях рынка);

научность (правотворчеством должны заниматься профессионалы на основе глубокого изучения реальных процессов), с помощью научных методов;

• демократизм (правотворчество не должно проходить вне участия народа);

• гласность (общественность должна находится в курсе правотворческого процесса и, разумеется, быть информированной о содержании принятых нормативно-правовых актов).

Виды правотворчества в зависимости от его субъектов современной Российской Федерации:

• непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;

• правотворческая деятельность компетентных государственных органов;

• правотворчество органов местного самоуправления.

На примере советского опыта к указанным видам следует добавить правотворчество:

• санкционированное (утверждение государством норм, принятых негосударственными организациями, сложившихся обычаев);

• делегированное (передача государством функций правотворчества общественным организациям по отдельным вопросам жизни);

• совместное (издание совместных постановлений СМ СССР и ЦК КПСС).

Правотворческий процесс делится на ряд стадий

Стадии правотворческого процесса - выработанные наукой и практикой и закрепленные законом, относительно обособленные этапы принятия нормативно-правового акта.

Если взять в качестве примера законотворчество - т.е. деятельность высших представительных органов государственной власти по принятию законов в современной РФ, то в соответствии с действующей Конституцией (ч.1 ст. 104) первой стадией будет:

законодательная инициатива - это вынесение проекта закона на рассмотрение Государственной Думе (включение в повестку дня заседания);

• вторая стадия - это обсуждение проекта закона, предполагающее два или более чтений, внесение поправок, устранение противоречий, пробелов, неточностей, доработка проекта;

• третья стадия - голосование проекта закона либо простым - для федеральных законов, либо квалифицированным большинством - для федеральных конституционных законов, после чего они направляются на подписание Президентом;

опубликование закона и доведение его до адресата - это заключительная стадия правотворческого процесса.

Приведенная схема - лишь идеальная конструкция. В реальной жизни каждая из стадий предстает самостоятельной сложной процедурой, а всем им вместе может предшествовать неофициальный этап со своими предварительными стадиями:

• принятие решения компетентным государственным органом о разработке проекта нормативно-правового акта;

• подготовка «чернового» текста нормативно-правового акта;

• обсуждение текста - проекта нормативно-правового акта заинтересованными сторонами, общественностью;

• согласование проекта нормативно-правового акта с получением виз (или предложений) компетентных ведомств (например, Министерства юстиции);

• доработка проекта нормативно-правового акта подготовительным органом (комиссией).

Только после этого возможен переход к первой официальной стадии правотворчества - законодательной инициативе.

В современных условиях правотворчество планируется и прогнозируется.

Планирование законотворчества выражается в согласовании планов законодательных предположений на определенный период, а прогнозирование - в разработке долгосрочных прогнозов на базе полученной прогностической информации об основных тенденциях развития законодательства.

Результаты правотворчества министерств и ведомств РФ - их нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан и имеющие межведомственный характер проходят обязательную регистрацию в Минюсте РФ и официально публикуются в газете «Российские вести».

Качество принятого закона - т.е. его существенная определенность, выражающаяся в совокупности его юридических свойств, удовлетворяющих потребность правового регулирования, зависит, в частности, от:

юридической техники - совокупности средств, приемов и принципов, используемых законодателем в правотворчестве;

законодательной стилистики - устойчивого единства лексических приемов и грамматических средств, обусловленных спецификой юридического содержания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: