Как уже упоминалось ранее, водные экосистемы – основной объект изучения в гидроэкологии. Экосистемное направление, пожалуй, лучше всего демонстрирует принципы системности в экологической науке.
Экологическая система представляет собой любую совокупность живых оpганизмов и сpеды их обитания, взаимосвязанных обменом веществ, энеpгии, и инфоpмации, котоpую можно огpаничить в пpостpанстве и во вpемени по значимым для конкpетного исследования пpинципам.
Любая экологическая система является открытой, поскольку она всегда взаимодействует с внешней средой: солнечной радиацией, влагообоpотом на поверхности и в грунтах, ветровым переносом и выносом материала. Следовательно, любые пространственные ограничения экосистемы всегда условны.
Понятие экологической системы иерархично. Это означает, что всякая экологическая система определенного уровня включает в себя ряд экосистем предыдущего уровня, меньших по площади и сама она, в свою очередь, является составной частью более крупной экосистемы. Например, правомерно рассматривать в качестве экосистемы озерную впадину, ограниченную склонами котловины. Продолжая этот ряд вверх, можно подойти к экологической системе Земли – биосфере, а двигаясь вниз – к биогеоценозу, как элементарной биохорологической единице биосферы.
|
|
Любая экосистема состоит из биотических (живые организмы) и абиотических (косная или неживая природа) компонентов. Экологические компоненты – основные материально-энергетические составляющие экосистемы (В.В. Дмитриев курс лекций «Современные проблемы экологии и природопользования», 2011). В совокупности компоненты экосистемы определяют и лимитируют ее развитие.
К биотическим компонентам экосистемы, в том числе и водной, относятся продуценты, консументы и редуценты, которые связаны друг с другом через биогенные компоненты экосистемы – живое и мертвое органическое вещество.
Абиотические компоненты весьма разнообразны, к ним относятся и морфологические характеристики водного объекта, и метеорологические условия, динамические и химические факторы, и ряд других. Все эти факторы тесно связаны друг с другом и в комплексе создают все разнообразие мест обитания, которое и отражается в распределении гидробионтов в водоемах (В.В. Дмитриев курс лекций «Современные проблемы экологии и природопользования, 2011, с. 268).
Абиотическая составляющая водных экосистем является объектом изучения различных направлений гидрометеорологического цикла наук. Гидрофизика, гидромеханика, гидродинамика, гидрохимия, метеорология – все эти науки изучают процессы, составляющие абиотические факторы водной среды. Гидроэкология (а также гидробиология) изучает взаимодействие этих факторов с биотической составляющей водной экосистемы, используя при этом законы и методы других наук. При этом биотические факторы «накладываются» на абиотическую составляющую. Более наглядно эти идеи будут показаны в главе про моделирование. Моделирование как метод исследований в гидроэкологии и науке вообще хотя и возник задолго до распространения идей системного подхода, во многом опирается на него и является наглядной демонстрацией сущности системного подхода.
|
|
Системный подход к изучению любого объекта, например экосистемы, состоит, во-первых, в определении образующих ее составных частей — Х 1,..., Хnи взаимодействующих с ней объектов окружающей среды — S 1,…, Sk, во-вторых, в установлении структуры экосистемы, т. е. совокупности внутренних связей и отношений σ1,…,σ r, а также связей между экосистемой и окружающей средой и, в-третьих, в нахождении функции (закона функционирования) экосистемы F, определяющей характер изменения компонентов экосистемы и связей между ними под действием внешних объектов
S 1(t),…, Sk (t).
Для решения этих трех основных задач в арсенале современной экологии имеются разнообразные методы исследования, среди которых выделяются три основные группы методов:
1) полевые наблюдения;
2) эксперименты в поле и в лаборатории;
3) моделирование.
Каждый из них имеет свою историю развития, отражающую последовательные этапы углубления знаний об экосистемах, и соответствует вполне определенной стадии единого процесса системного экологического исследования.
Остановимся на каждом из этих методов в отдельности, а затем рассмотрим, как они интегрируются в рамках системного подхода к изучению экосистем.