Содержание лекции. Цель – сформировать представление об информационном обществе, показать структуру рынка информационных продуктов и услуг

  1. Предмет и структура курса.
  2. Связь курса со смежными дисциплинами.
  3. Основные понятия, термины, определения.
  4. Цели и задачи информатики.
  5. Области применения информатики.

Цель – сформировать представление об информационном обществе, показать структуру рынка информационных продуктов и услуг, объяснить роль и назначение информатики, область применения.

  1. Предмет и структура курса.

Информатика – одна из немногих дисциплин, развивающая практические навыки, которые востребуются напрямую и немедленно, сразу после включения молодого специалиста в профессиональную деятельность.

Данный курс предназначен для подготовки студентов экономических специальностей университета с целью овладения ими программным инструментарием компьютерной технологии для работы на ПК; работы с документами и текстами, с данными, представленными в табличной форме; с базами данных, а также навыками работы в сети Интернет.

Курс охватывает следующие разделы: архитектура ПК, техническое и программное обеспечение ПК, операционные системы MS DOS и MS Windows, операционная оболочка Norton Commander, текстовый процессор MS Word, табличный процессор MS Excel, СУБД MS Access, средства подготовки презентаций MS PowerPoint, глобальная сеть Интернет.

2. Связь курса со смежными дисциплинами.

Разделы, изучающие вычислительную технику, компьютерные сети, Интернет, офисные программы обеспечивают единую методическую базу для изучения информатики, а также необходимы для взаимодействия различных учебных дисциплин на платформе информатики, таких как информационные технологии, базы данных и др.

3. Основные понятия, термины, определения.

При изучении информатики особое внимание следует уделить основным понятиям, терминологии и определениям. Их роль – обеспечение методического аппарата, как для самой информатики, так и для других дисциплин.

Предмет информатики составляют следующие понятия:

- аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

- программное обеспечение средств вычислительной техники;

- средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

- средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

4. Цели и задачи информатики.

Целью изучения информатики является:

- дать целостное представление об информатике и ее роли в развитии общества;

- раскрыть суть и возможности технических и программных средств информатики;

- сформировать понимание того, с какой целью и каким образом можно использовать прикладное программное обеспечение;

- освоить возможности работы в глобальной сети Интернет.

Исходя из поставленных целей, решаются следующие задачи:

- повысить уровень интеллектуальности студентов;

- повысить уровень компьютерной грамотности студентов;

- подготовить студента к профессиональной деятельности, используя знания и умения работать на ПЭВМ с общесистемным и прикладным программным обеспечением;

- систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

5. Области применения информатики.

Трудно переоценить роль и значение информатики в настоящее время. Современная информатика обеспечила доступ потребителей к научным знаниям, накопленным во всем мире.

В развитии экономики и предпринимательства значительную роль играет его инфраструктура, в том числе информационная. Для успешного ведения дел современному предпринимателю желательно понять важность информации и информационно-интеллектуальных процессов. Информационные процессы накопления знаний и превращение их в информационный ресурс общества становятся важнейшим фактором социально-экономического развития страны и национальной экономики. Многочисленные международные, региональные и национальные информационные системы обладают громадными потенциальными возможностями для поиска предпринимательских идей, поэтому важно понимание методов доступа к этим информационным массивам на основе современных информаци­онно-вычислительных и коммуникационных технических средств.

Иерархию ступеней информационной квалификации предпринимателя в бизнесе образуют профессиональные знания, информация и компьютерные данные. Квалификационные ступени параметрически определяются количеством и качеством информации, которая накоплена в конкретном деле в виде баз данных и баз знаний. В предпринимательстве сложного или наукоемкого типа необходимо прибегать к помощи экспертных систем. Гипертекст и концепция гипермедиа раскрывают пер­спективные технологии, которые повышают производитель­ность умственного труда при выполнении рутинных деловых операций.

Информатика закладывает основу для изучения различных информационных систем: финансовых, бухгалтерских, правовых, управленческих и др.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как вы можете объяснить бытовой термин «переизбыток информации»? Что имеется в виду: излишняя полнота данных; излишняя сложность методов; неадекватность поступающих данных и методов, имеющихся в наличии?

2. Как вы понимаете термин «средство массовой информации»? Что это? Средство массовой поставки данных? Средство, обеспечивающее массовое распространение методов? Средство, обеспечивающее процесс информирования путем поставки данных лицам, обладающим адекватными методами их потребления?

3. Как вы полагаете, являются ли данные товаром? Могут ли методы быть товаром?

4. На примере коммерческих структур, обеспечивающих коммуникационные услуги, покажите, как взаимодействуют между собой маркетинг данных и маркетинг методов? Можете ли вы привести примеры лизинга данных и методов?

5. Как вы понимаете диалектическое единство данных и методов? Можете ли вы привести примеры аналогичного единства двух понятий из других научных дисциплин: экономических, правовых?

6. Как вы понимаете динамический характер информации? Что происходит с ней по окончании информационного процесса?

7. Можем ли мы утверждать, что данные, полученные в результате информационного процесса, адекватны исходным? Почему? От каких свойств исходных данных и методов зависит адекватность результирующих данных?

8. Как вы понимаете следующие термины: аппаратно-программный интерфейс, программный интерфейс, аппаратный интерфейс? Как бы вы назвали специальность людей, разрабатывающих аппаратные интерфейсы? Как называется специальность людей, разрабатывающих программные интерфейсы?

9. На основе личных наблюдений сделайте вывод о том, какими средствами может пользоваться преподаватель для обеспечения интерфейса с аудиторией. Можете ли вы рассмотреть отдельно методические и технические средства, имеющиеся в его распоряжении? Может ли преподаватель рассматривать вашу тетрадь и авторучку как свое средство обеспечения интерфейса? Если да, то в какой мере?

10. Приведите области применения информатики.

Рекомендуема литература: /1/ стр.1-18; /2/ стр.8-18; /3/ стр. 5-39


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: