Одним из важнейших вопросов реализации стратегических планов фирмы является стимулирование или мотивация их выполнения. На первом этапе этой работы определяются затраты на мотивацию по одному из следующих методов:
•метод исчисления от наличных средств или возможностей;
•метод исчисления в процентах к сумме продаж;
•метод конкурентного паритета или равновесия, отражающего коллективную мудрость отрасли;
•метод исчисления исходя из конкретных целей и задач.
Мотивация сопровождает все виды деятельности по разработке и реализации стратегических планов: разработку концепции маркетинга, информационное обеспечение, исследование рынка, стимулирование повышения конкурентоспособности товара, организацию разработки стратегии фирмы, оперативное управление реализацией стратегических планов. Средства мотивации по каждому направлению могут подразделяться на две части: 1) на оплату всех расходов по решению данной задачи (например, оплата маркетинговых исследований, разработка стратегии и т. п.) и 2) на дополнительную оплату или премирование работников любых подразделений фирмы, участвующих в реализации стратегических планов. Например, конструкторы получают зарплату и премию за выполнение своих задач, но если они еще выполнили свои задания из стратегических планов с учетом требований концепции маркетинга, то должны быть стимулированы дополнительно и за это. Выполнять любую работу с ориентацией на потребителя очень трудно, поэтому качество и напряженность труда необходимо стимулировать. Размер премии определяется дифференцированно. Кроме материального стимулирования, применяются и моральные стимулы. Среди направлений стимулирования специалисты особо выделяют стимулирование достижения конечных результатов стратегии фирмы.
|
|
Повышение уровня организованности работ по выполнению стратегических планов обеспечивается не только применением сетевых методов планирования и управления, построением опе-рограмм, но и анализом и оценкой принципов рациональной организации производственных процессов, которые были рассмотрены в п. 8.1. Напомним, что к этим принципам относятся пропорциональность, параллельность, непрерывность, прямо-точность, ритмичность частичных процессов, факторами выполнения которых являются унификация, специализация и автоматизация.
В данной теме были рассмотрены только принципиальные вопросы реализации стратегических планов. Подробнее они разрабатываются при реализации тактических планов в курсе "Производственный менеджмент".