Небесное зеркало

В. Коваленко, «Солнечный»

Огонек анализа организационного периода.

Цели: диагностика ожиданий подростков от пребывания в «Орленке», заявка индивидуальных целей каждого на период смены, создание теплой дружеской атмосферы, знакомство с одной из форм коллективного анализа.

Оборудование: коряга, свечи, звезды, вырезанные их бумаги по количеству детей в отряде, шкатулка, буквы, карандаши, фонограмма.

Ход дела: песня О. Дриза и А Суханова «Зеленая карета».

Ведущий: «Давным-давно вместо неба было огромное Зеркало, в котором отражалась вся Земля – с горами и лесами, морями и пустынями, облаками и птицами. И люди, глядя на небо, могли увидеть и себя, и своих соседей, и все, что им вздумается... Если, конечно, была хорошая погода! После работы любили они посидеть возле дома на завалинке и поглядеть на другие страны и народы, и узнать, как здоровье дальних родственников, или просто передать привет жителям соседних континентов. И не было на земле ни вражды, ни подозрительности, ни войн. Все жили в мире и согласии, и матери не боялись отпускать детей далеко от дома. Ведь стоило только выглянуть из окна и посмотреть наверх. И, если случалось, кто-нибудь совершал зло, то потом долго несмел поднять к небу глаз.

И жила в те давние времена на горе Арарат большая глупая горилла, которой и в голову не приходило посмотреть на небо. Целыми днями высматривала она путников, проходивших внизу, и швырялась в них сверху финиками и бананами. Люди, конечно, знали об этом, но не обращали внима­ния. И вот однажды горилла с горы Арарат от нечего делать посмотрела наверх. И увидела прямо над собой Гориллу, сидевшую на небе. Глупая горилла, сидевшая на небе, тоже запустила фиником и попала глупой горилле прямо по голове. Глупая горилла рассвирепела, схватила огромный камень и, вскарабкавшись на вершину горы, швырнула его с такой силой, что камень долетел до неба...

И разлетелось Небесное зеркало на миллион сверкающих осколков. И рассыпались они по небу миллионом сверкающих звезд. Поглядели на небо люди и ничего в нем не увидели: ни себя, ни своих соседней, ни далеких стран и народов. И появилось на земле одиночество, подозрительность и вражда. И если кто-нибудь совершал зло, то уже не боялся смотреть на небо. Давным-давно висело над землей Небесное Зеркало. Так давно, что никто этого и не помнит. Но до сих пор ясными ве­черами выходят жители Земли из домов и долго зачарованно смотрят в мерцающее звездное небо, словно надеясь в нем что-то увидеть».

Ведущий: «Перед вами множество звездочек, возможно, осколков того Небесного зеркала. И сейчас мы с вами попытаемся увидеть в них себя или, может быть, своих соседей. Сделаем это так: каждый задает вопрос себе, напишет его на звездочке и помес­тит ее в шкатулку. Вопросы могут быть любыми, например: почему ты оказался в «Орленке»? Какие новые качества характера ты хочешь приобрести в «Орленке»? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Задай вопрос, который тебя интересует в самом себе, а отве­тить мы попробуем все вместе. Мы здесь вместе уже почти неделю, многое узнали друг о друге. Но, возможно, не все. Подумайте, какой вопрос вы хотели бы адресовать соседям. Ваш вопрос на звездочке может быть обращен не к вам, а к вашим соседям. Имена можно не указывать».

Каждый ребенок (и ведущий) выбирает одну звездочку, пишет на ней вопрос. Звездочки помещаются в шкатулку. Шкатулка начинает передаваться по кругу, из нее участники достают по одной звездочке и пытаются ответить на вопрос. (Если ответы занимают достаточно много времени, то можно продолжить отвечать на вопросы на следующем огоньке).

В орлятском кругу исполняется песня С. Иванова-Гончарука «Разговоры еле слышны».

Методические пояснения. В данном огоньке использован прием «Конверт дружеских вопросов» – свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. В нашем случае большой красивый конверт, в который вкладываются на отдельных карточках множество (например, по числу присутствующих) вопросов философского, морально-этического, житейского, гастрономического, правового, эстетического и прочего характера заменен на шкатулку.

Формулировка вопроса может инициировать уровень духовного осмысления ситуации. Например: «Когда ты разозлишься, учитываешь ли ты в это время состояние того, на кого разозлился?», «Задумывался ли ты над тем, что составляет твое счастье?», «Если тебя угощают лакомством, которое ты любишь, что ты в это время чувствуешь и думаешь?».

Пакет (в нашем случае – шкатулка) с вопросами передается из рук в руки. После ответа на вопрос карточка в конверт уже не возвращается.

В заготовленный конверт дети могут заранее вложить ими написанные вопросы, даже могут указать имя адресата. Их вопросы отпечатываются на карточках для сохранения анонимности. При этом педагог должен быть гарантом тайны. В нашем случае, вопросы формулируются по ходу огонька.

Вариации использования этой формы бесконечны, методические модификации беспредельны. Исключаем лишь одну вариацию, ныне практикуемую некоторыми педагогами, а именно «Конверт откровений». Мы полагаем, что детей следует учить сдержанности, нельзя эксплуатировать открытость и наивность ребенка. Не может быть «откровенности» в большой ау­дитории, где присутствуют двадцать-тридцать человек.

«Конверт дружеских вопросов» – это дружеское приглашение к обсуждению вопросов жизни, поведенческих и отношенческих проблем. Одна из модификаций отличается тем, что карточки в «Конверте» содержат не вопросы, а недописанные фразы, отражающие какую-либо ситуацию в жизни человека: «В свой день рождения я обычно...», «Если у меня плохое настроение, а ко мне пришел друг...», «Иногда утром я просыпаюсь с чувством...», «Когда мне бывает особенно одиноко, я обычно...», «Когда я вспоминаю свое раннее детство, то особенно ярко...», Разумно в таком случае назвать «Конверт» иначе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: