Огонек знакомства

О. Данилова, «Олимпийский»

Цель: сформировать у ребенка представление об отряде и о своем месте в этом отряде.

Задачи: познакомить детей с традициями доброго отношения к песне, вечернего «огонька» и вечерней речевки, с пра­вилами поведения на огоньке.

Идея: Ребенок через выбранный предмет рассказывает о себе, своем характере, ценностях.

Необходимое оборудование: свечи, игрушки, краски, кис­ти, книги, значки, фотографии и т.п., магнитофон, гитара.

Подготовка: заранее готовится место для «огонька», необходимо сделать так, чтобы каждому ребенку было удобно сидеть. Вокруг свечи (костра) разложены различные предметы, звучит музыка.

Ход дела:

Дети выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, приходят на огонек.

После того, как все удобно расположились вокруг костра, исполняется песня Инны Касимовой «Баллада» или любая другая вечерняя песня.

Ведущие дарят ребятам традицию доброго отношения к песне.

Во Всероссийском детском центре «Орленок» сложилось много интересных традиций. Одна из них особенная – традиция доброго отношения к песне. Эта традиция заключается в бережном отношении к пес­не: надо знать песню, уважать людей, ее написавших; тактично относиться к содержанию и характеру песни – знать место и время для исполнения каждой песни; учиться не кричать песни, а петь, не начинать песню, если ее не знаешь, допевать песню до конца.

Не оскорбите песню пустотой,

От грубости ее оберегите.

Дарите голос сердца ей живой,

Любовь свою и нежность ей дарите.

Не оскорбите песню пустотой.

А. Горин

Ведущий (рассказывает о традиции огонька): «В бархатном южном небе вспыхивают звезды, а навстре­чу им зажигаются земные звездочки – костры, вокруг которых собираются орлята на свой вечерний разговор. огонек – так называют они это время. Разговор на огоньке идет неспешно, каждый, кто хочет высказаться, говорит. Всякая мысль уважаема. Кто-то промолчит сегодня, но в следующий раз непременно скажет свое слово, потому что са­ма жизнь в «Орленке», атмосфера открытости и доверия помогают человеку преодолеть собственную неуверенность. огоньки бывают разные: «Расскажи мне о себе» (знакомство), «Расскажи мне обо мне» (прощальный), «Анализ дня», «Анализ прожитой недели», «Огоньки-сюрпризы». огонек не только костер. Это искорка заинтересованности каждого совместными делами, настроением и проблемами друзей, теплота дружеских взаимоотношений.

Мы вечерней порой

Снова вместе сидим у костра,

По дорогам чудес

Нас уводят в мечты фантазеры...

И вихрастый герой

Удивляться готов до утра,

И плывут в тишине

Над орлятским костром разговоры.

Б. Першуткин

Ведущий еще раз называет правила «огонька»: «Говори вполголоса, внимательно слушай, не перебивай; критикуй не с целью оскорбить, а помочь и посоветовать; откровенность – это норма разговора на огоньке; никому нельзя запретить говорить или заставить разговари­вать; на огонек никто не опаздывает, но и не уходит с него раньше других; никто не рассказывает, не передает никому услышанное на огоньке.

Ведущий демонстрирует ребятам различные предметы: «Любой предмет может многое рассказать о человеке, которому он принадлежит. Например: краски и кисточка – символ творчества, фантазии, желание сделать жизнь вокруг ярче, красочнее».

Ведущий рассказывает о себе через определенный предмет, задавая тон. После чего, по кругу, высказываются все ребята.

Методическое пояснение. Основой данного «огонька» является тренинговое упражнение «Человек в вещах и предметах». Цель этого упражнения – увидеть «человеческое присутствие» в вещи; рассмотреть предмет сквозь призму Человека. В этом случае предмет выступает не как внешний объект, не как «безгласная вещь», а наоборот, он представляет собой «выразительное и говорящее бытие».

Ребенку предлагают ответить на вопрос «Кто ты?» не напрямую, а, используя иносказание – предмет, из множества предложенных или принесенных с собой, который может достаточно точно охарактеризовать его личностные особенности.

Идея описать себя обычно очень импонирует подростку, находящемуся в поисках самого себя, выстраивающего свое поведение напряженно, в сомнениях, отчаянно, бравируя смелостью, пряча робость, нарушая иногда границы дозволенного лишь по неумению.

Основная доминирующая задача – научить подростков видеть Человека там, где непосредственно он не выступает. Кроме этого, такой разговор расширяет эмоциональный опыт детей, содействует накоплению богатых эмоциональных связей ребенка с окружающими людьми.

В начале упражнения чрезвычайно важным является создание атмосферы доверия, взаимной доброжелательности, деликатного отношения друг к другу.

Во время упражнения осознанно не затрагиваются глубинные личные вопросы, хотя глубина откровений будет зависеть исключительно от желания самого ребенка поделиться чем-то личным. Но благодаря разговору, ребенок сможет понять, насколько он хорошо знает себя, насколько верно его воспринимают окружающие.

Ведущий говорит свои пожелания отряду на смену.

Желаю вам счастливого пути,

Мои друзья, моя надежда, вера.

Без сожаленья открываю двери,

Желаю вам счастливого пути.

Я знаю, солнце путь вам осветит,

И вы дойдете, вы придете к цели.

Так будьте вечны, счастливы и целы.

Желаю вам счастливого пути.

Ведущий рассказывает о вечерней речевке.

Многие традиции «Орленка» 60-х годов сохранились до наших дней. Одной из самых любимых у современных ребят является традиции вечерней речевки.

День отшумел и ночью объятый

Лагерь зовет уснуть.

Доброй вам ночи, девчата-орлята!

Доброй вам ночи, ребята-орлята!

Завтра нам снова в путь.

А появилась вечерняя речевка впервые летом 1963 года. Ее автор – ведущий дружины «Солнечной», впоследствии став­ший главным врачом «Орленка», Сергей Сафонов.

Ребята исполняют одну из вечерних песен, произносят речевку. С «огонька» отряд уходит цепочкой.

ПАМЯТНЫЙ ДЕНЬ

Содержание. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает и какой-либо памятный день из своей жизни (яркий, радостный, грустный и т.д.). Такой огонек проходит более эмоционально, чем просто рассказ-эстафета о себе, особенно, если ведущий будет помогать ребятам вопросами. И для самого педагога это некий огонек – тест: ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам, притязаниям.

ПОДАРОК ОТРЯДУ

Цель: подведение итогов основного периода.

Идея: сегодня у нашего отряда праздник (или день рождения, или определённая «годовщина»). Каждый ребенок представляет себя подарком или придумывает подарок, который хочет подарить отряду в этот знаменательный день.

Необходимый реквизит: различные по размерам и цвету коробки, а также повсюду разноцветные воздушные шары.

Содержание: самыми яркими впечатлениями, остающимся на долгие годы в душе человека, являются дни рождения и праздники. «Какими «подарками» вы себя представляете? Чем бы вам хотелось быть? Кому понравилось быть «подарком»? Почему?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: