Море моей мечты

Подготовка к огоньку. Огонек завершает тематический день «Море моей мечты» Разговор на огоньке подготовлен прослушиванием экипажем повести-феерии Александра Грина «Алые паруса», чтением детской творческой группой по подготовке огонька книги Е. Богата «Что движет солнце и светила».

До огонька отделениям экипажа предлагается подумать, как можно творчески изобразить: любовь идеальную, описанную в романах и стихах, о которой мечтается; любовь реальную (характерные моменты такой любви, например: как обычно выражают это чувство в вашей компании, в вашем классе).

Использована идея Н. Козлова, изложенная в его книге «Лучшие психологические игры и упражнения».

Вариант проведения огонька. Распевка (подбираются для исполнения песни, настраивающие на разговор). Демонстрация отделениями подготовленных сценок о любви идеальной и реальной.

Ведущий (обращает внимание на то, что любовь идеальная отличается от реальной): «Что, по-вашему, больше похоже на любовь: любовь идеальная или реальная? Возможна ли в жизни такая красивая любовь?».

Предлагается рассказать о прочитанном тем ребятам, которые знакомились с книгой Е. Богата «Что движет солнце и светила?».

Возможные направления разговора:

Ведущий: «Любовь и влюбленность (увлечение). Чем отличаются эти чувства? Как вы понимаете слова А. Де Сент-Экзюпери: «Любить – это значит, смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении»». Ведущий подводит к мысли о том, что в основе любви лежит не только влечение юноши и девушки (мужчины и женщины) друг к другу, но и взаимоуважение, а также определенное соответствие во взглядах, отношении к миру. «Истинная любовь может быть основана только на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувства и не на одной похоти сердца» В.Г. Белинский.

Ведущий: «Можно ли любить без обоюдного доверия? Скрывать что-то от любимого человека? Говорят: ревнует – значит, любит. Согласны ли вы с этим ут­верждением?».

В раскрытии этого вопроса можно использовать следую­щие высказывания: «Ревность – порок ограниченного ума, доверие – добродетель человека развитого» И. Бентам. «В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность» Ф.М. Дос­тоевский. «В ревности часто бывает больше самолюбия не­жели любви» Ф. Ларошфуко».

Ведущий: «В одной из песен утверждается, что лучше «быть нелюбимым, но любить, чем не любить, но быть любимым». Какой точки зрения придерживаетесь вы? Почему?».

Следует обратить внимание на бережное отношение к чувствам другого человека.

Люблю, люблю, но реже говорю об этом.

Люблю нежней, но не для многих глаз.

Торгует чувством тот, кто перед светом

Все чувства выставляет на показ.

В. Шекспир

Ведущий: «Не устарела ли эта мысль сегодня?» («Чувства на показ» в поведении, на экранах телевизоров и т.д.).

Ведущий: «Как вы понимаете выражение «любовь слепа»? Можно ли использовать следующие высказывания: «В любви теряют рассудок, в браке лее замечают эту потерю» М. Сафир; «Красивая женщина нравится глазам, а добрая – сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая – сокровищем» Наполеон».

Ведущий: «Стоит ли верить в «алые паруса»?» (Ведущий делает выводы из получившегося разговора).

Ведущий: «Мы вели с вами разговор о любви идеальной и любви реальной. Мы с вами пытались показать идеальную любовь в начале огонька. Вы видели ее, она была. Раз мы сумели создать ее здесь, кто помешает нам создать ее в жизни?».

МЫСЛИТЕЛИ

Т. Логинова, «Звездный»

Идея: поддержка авторитетности собственного мнения высказыванием известного человека. Умение использовать в споре цитаты, как аргументы.

Предварительная подготовка и реквизит: карточки с вы­сказываниями, цитатами, афоризмами и т.п. Ребята посещают библиотеку, работают с литературой и находят строки, выражающие отношения великих и известных людей к сложным понятиям о дружбе, человеческих отношениях, цели жизни, доброте, таланте, силе и т.п. Возможен вариант, когда подбираются высказывания только на одну тему.

Содержание. Ребята достают одну-две карточки с цитатами. Высказывают свое отношение к теме, которая обозначена, пытаются трактовать написанное, соглашаются или спорят с мнением «великих» исходя из собственного опыта, приводя примеры из своей жизни. В конце смены, можно провести подобный огонек, используя высказывания по тому или иному поводу самих ребят.

НАПИШИ ПИСЬМО… СЕБЕ

В. Коваленко, «Солнечный»

Огонек итогового периода.

Задачи: преодоление чувства неуверенности, внутреннего конфликта от нового окружения и новых условий жизни, рефлексия каждым подростком достижения индивидуальной цели, поставленной на время пребывания в лагере.

Оборудование: свечи, коряги, модель кораблика с алыми парусами, магнитофон, фонограмма, листы бумаги формата А-4, ручки, конверты (по количеству участников).

Методическое пояснение. Речь идет о письмах, которые никогда не оправляются по почте. Они предназначены для того, чтобы служить детям и взрослым интересным и увлекательным средством поиска решений в трудных ситуациях, средством выражения и отстаивания своей позиции.

Помимо того, что письма способствуют самовыражению, они учат предвидеть возможную реакцию адресата. Кроме того, они позволяют людям научиться получать удовольствие от этой классической, распространенной во всех культурах формы общения.

Во все времена в письмах люди не только рассказывали друг другу о своей повседневной жизни, но и размышляли о глубоких проблемах, ценностях и смыслах. Таким образом, в какой-то мере они всегда служили средствами рефлексии и педагогического воздействия.

Почему мы можем использовать письма как эффективное средство педагогической работы? Они помогают подросткам понимать и выражать значимые для них мысли и чувства. То, что на первый взгляд кажется неясным, немыслимым и невозможным, становится, будучи написанным, более понятным и менее угрожающим. Нередко письма оказываются первым действенным шагом к прояснению собственной позиции и к снижению напряженности во взаимоотношениях с другими. Благодаря своей специфической форме, письма дают подросткам необходимое чувство безопасности и не вызывают сопротивления.

Ход дела: исполнение общей песни «Алые паруса».

Посмотри, затихло море,

Закричали в небе чайки,

Ты забудь сегодня горе.

Побежим мы по причалу.

Побежим навстречу ветру,

Побежим мы по причалу.

Может быть, там счастье где-то,

И мечты берут начало.

Припев: Ты представь, будто я – Ассоль,

Ну, а я – капитан Грей.

Будь сладка ты, морская соль,

От тебя стали мы добрей.

Посоветовали чайки

Подружиться с небесами.

Нас у этого причала

Ждет корабль под парусами,

Побежим ему навстречу,

Позабыв про все на свете.

Может быть, там счастье где-то

В чудеса заставит верить.

Припев.

Ведущий: «Однажды, в одном небольшом городе, где не пели песен, не рассказывали сказок, произошла удивительная история. Маленькая девочка со странным музыкальным именем Ассоль, встретила самого главного волшебника Эгла, собирателя песен, легенд, сказок.

– Не знаю, сколько пройдет лет, – сказал он ей, – только расцветет в твоем городе одна сказка. Ты станешь большой, Ассоль. И однажды на рассвете, в морской дали сверкнет под солнцем алый парус. Тихо будет плыть, рассекая волны, без криков и выстрелов, белый величественный корабль. Много соберется народу на берегу, удивляясь и ахая. Бесшумно подплывет корабль к берегу, и ты увидишь храброго, красивого юношу, протягивающего к тебе руки.

– Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне, – скажет он, – и приехал, чтобы навсегда увезти в блистательную страну, где всходит солнце и, где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Шло время, но Ассоль не забывала о чудесном предсказа­нии Эгла. Она верила вопреки всему и всем, что ее окружало. И однажды, в морской дали, на горизонте появились алые паруса.

– Но почему?» – недоумевали жители города. Большинство из них слушает голоса истин сквозь толстое стекло жизни. Голоса кричат, а люди их не слышат. А храбрый принц, благодаря Ассоль, понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Ведущий: «У каждого из нас есть своя мечта. И она будет казаться несбыточной до тех пор, пока вы не поверите в себя. Каждый из нас может добиться успеха, нужно только четко определить, в чем для вас заключается успех. В начале смены мы говорили о том, чего хотел бы до­биться каждый за эту смену. Давайте попробуем сейчас честно ответить себе, что получилось, а что нет. Если получилось, то благодаря чему это произошло, кто вам в этом помог. Если ничего не состоялось и не получилось, то почему, и что вы предполагаете предпринять в ближайшем будущем. А размышления об этом вы напишите в письме самому себе, запечатаете их в конверты, а спустя месяц я отправлю вам их по почте – у вас появится возможность еще раз оценить и понять значение «Орленка» в вашей жизни, важность событий смены, нужность новых друзей».

Ведущий (инструкция): «Сейчас у вас будет возможность написать письмо самому себе. Опишите самые важные события, которые произошли с вами за смену. Расскажите о проблемах, с которыми вы столкнулись, вспомните о своих удачах и успехах. Проанализируйте свои действия по достижению той цели, которую вы определи­ли для себя на время пребывания в лагере. Опишите свои чувства и эмоции, самые сильные впечатления. Вы можете посвятить полчаса тому, чтобы написать письмо самому себе».

Фонограмма спокойных мелодий. Ребята пишут письма. Готовые послания вкладываются в конверты, надписываются адреса. Если в отряде достаточно дружеские, открытые отношения, то можно попросить ребят прочитать вслух небольшие цитаты из своих писем, например, по теме «Сбылись ли мои мечты в «Орленке», «О чем я мечтаю, оставляя «Орленок» и т. п.

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слез.

В мире много зла, но не надо все принимать всерьез.

Ты не верь земле, черствой и сухой – верь волне морей.

Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правды в ней.

Побегут года быстрой чередой, как в ручье вода.

Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда

Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.

С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг их далеких стран, из других широт.

Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдет,

И прекрасный принц, сказочный герой, нареченный твой,

Весел и умен, строен и высок, ступит на песок.

Слушай, он затем только приплывет, чтоб тебя спасти.

Если он тебя сразу не найдет, ты его прости!

Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль, –

Скажет: «Добрый день!» Спросит он: «А где тут живет Ассоль?»

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слезы с них сотри

Верь моим словам. Чаще по утрам на море смотри.

Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.

Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой.

Н. Матвеева

По предложению ведущего участники огонька могут пожелать друг другу (кому-то конкретно, или всему отряду) исполнения загаданной мечты. Возможен вариант пожеланий только от ведущих.

НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Ключевая фраза: «От личного вклада каждого зависит общий успех».

Подготовка. Перед «огоньком» (незадолго до его проведения или в течение всего дня) каждый ребенок рисует лист – «кирпичик» о себе, т.е. как он себя представляет.

Содержание. Каждый представляет свой лист-«кирпичик» или, как вариант, ребята представляют своего соседа по его листу-«кирпичику». Из всех этих кирпичиков потом строится «дом», а на «крыше» пишутся особенности отряда (какой он будет, по мнению ребят).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: