М. Морозова, вожатая ДЛ «Штормовой»
Цель: формирование ценностного отношения к человеку (к себе, к окружающим людям).
Вариант проведения: настраивающие песни, соответствующие по содержанию теме огонька, настраивающие на тему разговора.
Вступление к разговору. Экспресс-опрос (используется материал из книги Н.Е. Щурковой «Философия жизни в школе»).
Каждый ребенок получает комплект, состоящий из шести маленьких треугольников и шести кругов. Ребятам предлагается с помощью этих фигур дать ответ на каждый из предложенных вопросов, при этом делая выбор одного из двух ответов: хотелось, чтобы здесь было как можно больше людей (кружок); хотелось, чтобы здесь никого не было (треугольник). Отвечая на очередной вопрос, каждый ребенок выкладывает перед собой одну из фигур.
Вопросы (ситуации): ночью в темном лесу; во время рыбалки на большом озере; вечером на дискотеке; когда приходишь домой позже обещанного; когда тебе предстоит выполнить ответственную работу; когда с тобой происходит какая-то неприятность; когда тебе в чем-то повезло. На основе этого ведется разговор о значимости других людей в жизни человека.
Возможные направления разговора:
• Французский писатель Стендаль считал: «Чтобы познать человека, нужно изучать себя». Каково ваше отношение к этому?
• Существует утверждение: «Лучше всего в других мы видим те недостатки, которыми обладаем сами». Не приходилось ли вам задумываться над этим? «Видя чужие пороки, умный избавляется от своих» Публий Сир.
• Существует утверждение: «Ценность другого человека невозможно увидеть, если не ценишь самого себя». Согласны ли вы с этим утверждением?
• Как вы понимаете слова Надыма Хикмета: «Легко любить все человечество, соседа полюбить сумей»?
• В песне Александра Дольского есть такие строки: «Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям...» Приходилось ли вам задумываться над этим?
• Как часто вы выражаете эту любовь своим родителям, близким вам людям? Умеете ли вы это делать? Кто из вас уже отправил письмо домой?
• Новым направлением в разговоре является тема человеческого общения. Разговор может быть начат с вопроса:
• Хотел бы каждый из вас оказаться на необитаемом острове? Как долго смог бы там прожить? (условие: всем необходимым для проживания ты обеспечен).
• Почему так одичал на необитаемом острове Бенган, персонаж романа Жюля Верна «Таинственный остров»?
• Смог бы Робинзон обойтись без Пятницы?
• Антуан де Сент Экзюпери называл «единственной и настоя щей роскошью роскошь человеческого общения». Как вы думаете, почему?
При разговоре можно использовать следующие высказывания: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» (Д. Леббок), «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Сервантес).
По окончании разговора ведущий делает краткие выводы. Завершить огонек можно стихотворением Е. Евтушенко:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самою неинтересностью своей.
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг,
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
Мы зная все, не знаем ничего...
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет.
У каждой – все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее...