Человек среди людей

М. Морозова, вожатая ДЛ «Штормовой»

Цель: формирование ценностного отношения к человеку (к себе, к окружающим людям).

Вариант проведения: настраивающие песни, соответствующие по содержанию теме огонька, настраивающие на тему разговора.

Вступление к разговору. Экспресс-опрос (используется материал из книги Н.Е. Щурковой «Философия жизни в школе»).

Каждый ребенок получает комплект, состоящий из шести маленьких треугольников и шести кругов. Ребятам предлагается с помощью этих фигур дать ответ на каждый из предложенных вопросов, при этом делая выбор одного из двух ответов: хотелось, чтобы здесь было как можно больше людей (кружок); хотелось, чтобы здесь никого не было (треугольник). Отвечая на очередной вопрос, каждый ребенок выкладывает перед собой одну из фигур.

Вопросы (ситуации): ночью в темном лесу; во время рыбалки на большом озере; вечером на дискотеке; когда приходишь домой позже обещанного; когда тебе предстоит выполнить ответственную работу; когда с тобой происходит какая-то неприятность; когда тебе в чем-то повезло. На основе этого ведется разговор о значимости других людей в жизни человека.

Возможные направления разговора:

• Французский писатель Стендаль считал: «Чтобы познать человека, нужно изучать себя». Каково ваше отношение к этому?

• Существует утверждение: «Лучше всего в других мы видим те недостатки, которыми обладаем сами». Не приходилось ли вам задумываться над этим? «Видя чужие пороки, умный избавляется от своих» Публий Сир.

• Существует утверждение: «Ценность другого человека невозможно увидеть, если не ценишь самого себя». Согласны ли вы с этим утверждением?

• Как вы понимаете слова Надыма Хикмета: «Легко любить все человечество, соседа полюбить сумей»?

• В песне Александра Дольского есть такие строки: «Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям...» Приходилось ли вам задумываться над этим?

• Как часто вы выражаете эту любовь своим родителям, близким вам людям? Умеете ли вы это делать? Кто из вас уже отправил письмо домой?

• Новым направлением в разговоре является тема человеческого общения. Разговор может быть начат с вопроса:

• Хотел бы каждый из вас оказаться на необитаемом острове? Как долго смог бы там прожить? (условие: всем необходимым для проживания ты обеспечен).

• Почему так одичал на необитаемом острове Бенган, персонаж романа Жюля Верна «Таинственный остров»?

• Смог бы Робинзон обойтись без Пятницы?

• Антуан де Сент Экзюпери называл «единственной и настоя щей роскошью роскошь человеческого общения». Как вы думаете, почему?

При разговоре можно использовать следующие высказывания: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» (Д. Леббок), «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Сервантес).

По окончании разговора ведущий делает краткие выводы. Завершить огонек можно стихотворением Е. Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою неинтересностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг,

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы зная все, не знаем ничего...

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет.

У каждой – все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее...



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: