Санкт-Петербург

ГРУЗОВЕДЕНИЕ

Методические указания

по выполнению заданий на практические занятия

для студентов направления 190700 – Технология транспортных процессов

Профиль – «Организация перевозок на автомобильном транспорте»

Квалификация: бакалавр

Санкт-Петербург


ББК 39.38

Хлевной И.И.

Грузоведение: методические указания

по выполнению заданий на практические занятия

Утвержден на заседании кафедры

протокол № ___ от __.__.2013 г.

Утвержден и рекомендован к использованию в учебном процессе Научно-методическим Советом,

Протокол № __ от __. __. 2013 г.

Рецензенты

Канд. воен. наук Башкирцев В.Г.

Канд. воен. наук Зимник И.Е.

И. И. Хлевной, 2013

СИ РАО, 2013


ВЫБОР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

Задание 1-грв

Выбрать подвижной состав для перевозки груза объемной массой r = 0,7 т/м3. Критерием оценки принять производительность. Условия перевозки: схема и расстояния перевозок приведены на рис. 4; подвижной состав – автомобили ГАЗ-52-03, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-431510, КамАЗ-53212, автопоезд КамАЗ-53212–СЗАП-83571; скорость техническая вышеперечисленного подвижного состава, соответственно, 30, 28, 26, 24 и 20 км/ч; производительность погрузочно-разгрузочных постов при погрузке и выгрузке грузов W п = 10 т/ч.

Решение

Производительность подвижного состава зависит от его грузовместимости и возможного количества ездок за смену. Порядок их определения описан ранее (тема 3, задание 4).

Время простоя подвижного состава при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с учетом заданной производительности погрузочно-разгрузочного поста может быть определено по формуле:

где К н – коэффициент неравномерности подачи подвижного состава под

загрузку (разгрузку). В данной задаче значение К н принимается

равным 1,1;

t оф – время на оформление сопроводительной документации, взвеши-

вание автомобиля с грузом и другие простои. В данной задаче

t оф = 5 мин.

Для удобства сравнения получаемые результаты сведены в табл. 7.

По данным анализа табл. 7 можно сделать вывод, что более эффективными по производительности могут быть автомобиль ГАЗ-53-12 и автопоезд КамАЗ-53212–СЗАП-83571. Более высокая производительность автомобиля ГАЗ-53-12 объясняется его лучшей грузовместимостью (γ с = 0,84) и меньшим временем простоя, автопоезда – объемом кузова.


Задание 2-грв

Определить рациональные границы применения специализированного подвижного состава - полуприцепа-цементовоза ТЦ-4 грузоподъемностью 7000 кг и автопоезда в составе седельного тягача ЗИЛ-441510 и полуприцепа ОдАЗ-93571 (бортовой) грузоподъемностью 11400 кг.

Решение

Равноценное расстояние определяется по формуле

.

Разница грузоподъемностей

Dq = 11,4 – 7,0 = 4,4 т.

Время на выполнение погрузочно-разгрузочных работ t п(р) для прицепа-цементовоза находим из справочника [21, с. 116].

Простой непосредственно под загрузкой или разгрузкой (время на грузовую операцию) t п(р) = 20 мин;

время простоя с учетом неравномерности прибытия подвижного состава под загрузку и оформления передачи груза

t п–р = 2 · (20 · 1,1 + 5) / 60 = 0,9 ч.

Для универсального автопоезда t п–р определяется с учетом того, что груз перевозится в таре (обычно бумажные многослойные мешки массой 40–50 кг), при погрузке формируется пакет, электро- или автопогрузчиком груз перемещается и укладывается в кузове автомобиля; при разгрузке операции выполняются в обратном порядке.

Норма выработки для электропогрузчика грузоподъемностью 1 т установлена 114,3 т на 7-часовую рабочую смену [24, с. 24]. Часовая производительность электропогрузчика составит

W п = 114,3 / 7 = 16,3 т/ч.

Время погрузки (разгрузки) автопоезда

t п(р) = 11,4 / 16,3 = 0,7 ч.

Другие затраты времени:

на оформление сопроводительной документации t оф = 5 мин;

на пересчет грузовых мест t сч = 4 мин на автомобиль (прицеп) [25, с. 18].

= 2 · (0,7 · 1,1+(5+2 · 4) / 60) = 1,97 ч,

где – затраты времени на погрузочно-разгрузочные работы по загрузке универсального автопоезда, ч.

Разница времени на погрузочно-разгрузочные работы специализированного и универсального подвижного состава определяется из выражения:

Dt = t п–р= 1,97 – 0,9 = 1,07 ч.

Равноценное расстояние:

l p = (7,0 · 1,07 / 4,4 – 0,9) · (0,5 · 25) = 10 км.

При перевозках на расстояние до 10 км время движения сравнительно невелико, поэтому больше сказывается влияние времени простоя, а производительность выше у цементовоза; при перевозках же на расстояние свыше 10 км сказывается увеличение времени на движение, поэтому выигрыш по производительности у подвижного состава с большей грузоподъемностью. Перевозки целесообразнее выполнять универсальным автопоездом.


Задание 3 - грв

РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

ПРИ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

Автомобиль КамАЗ-5320 осуществляет перевозку контейнеров АУК-0,625 (малотоннажный контейнер) по развозочно-сборному маршруту. В пунктах доставки груза (B, C, D, E) выгружаются соответственно 3,3,2,2 контейнера, вместо груженых контейнеров загружается такое же количество порожних. Схема транспортных связей и расстояния перевозок показаны на рис. 1.

Определить объем перевозок, грузооборот и пробег при работе автомобиля на маршруте в течение одного месяца при 5-дневной рабочей неделе, a и = 0,85.

Решение

Грузовместимость автомобиля КамАЗ-5320 составляет 10 контейнеров АУК-0,625.

Время оборота

t об = l м / V т + t п–р + (m – 1) · t z .

Норма времени простоя на контейнер массой до 1,25 т составляет 4 мин [25, с. 15]. За один оборот потребуется: загрузить 10 контейнеров с грузом, по окончании перевозки выгрузить 10 порожних контейнеров; в каждом пункте доставки груза – выгрузить несколько груженых и загрузить такое же количество порожних (всего 10 контейнеров на маршруте):

t об = 43 / 25 + 2 · (4 · 10) / 60 + 2 · (4 · 10) / 60 = 4,39 ч.

Число оборотов

n об = Т м / t об = (8,00 – 0,38) / 4,39 = 1,7.

Коэффициент использования грузоподъемности:

а) по развозу контейнеров

g р = (10 + 7 + 4 + 2) · 0,625 / (5 · 8) = 0,36;

б) по сбору порожних контейнеров

g с= (3 + 6 + 8 + 10) · 0,17 / (5 · 8) = 0,11;

в) по развозу и сбору

g р–с = g с + g р = 0,36 + 0,11 = 0,47.

Производительность автомобиля за оборот

U о = q н · g с = 8 · 0,47 = 3,76 т.

Объем перевозок за месяц

Q мес = U o · n o · D р · a и = 3,76 · 1,7 · 21 · 0,85 = 112,8 т.

Грузооборот за месяц

Р мес. = Q мес. · l м = 112,8 · 43 = 4850,4 ткм.

Пробег за месяц

L мес. = l м · n o · D р · a и = 43 · 1,7 · 21 · 0,85 = 1290 км.


Задание 4-грв

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ

ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В ТАРНО-ШТУЧНОЙ УПАКОВКЕ, ПАКЕТАМИ И В СРЕДНЕТОННАЖНЫХ КОНТЕЙНЕРАХ

Сравнить производительность автомобиля при перевозке товаров автомобилем КамАЗ-5320. Возможные технологические схемы:

перевозка грузов в тарно-штучной упаковке (ящики, коробки массой 31–50 кг, груз 3-го класса);

перевозка пакетами 1200×1000×1000;

перевозка в контейнерах с выгрузкой у грузополучателя вручную без снятия контейнера с автомобиля;

перевозка с обменом контейнеров.

Подготовка груза, формирование грузовых единиц у грузоотправителя производятся за 4 ч при перевозке пакетами и за 6 ч при перевозке в контейнерах, расформирование грузовых единиц у грузополучателя, соответственно, 3 и 4 ч.

Среднее расстояние перевозки – 20 км, техническая скорость движения подвижного состава – 25 км/ч, при перевозке контейнеров – 20 км/ч.

Объем перевозок за месяц составляет 1600 т, база работает по 6-дневной рабочей неделе, 12 ч в день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: