I. Подготовить ответы на вопросы:
1. Грузы и их классификация.
2. Специфические грузы.
3. Классификация грузов в зависимости от объемной массы.
4. Потери и сохранность грузов при перевозке, классификация грузов по сохранности при перевозке.
5. Грузовместимость автотранспортных средств, порядок ее определения для тарно-штучных грузов, для навалочных грузов разной объемной массы.
6. Маркировка грузов при перевозке автомобильным транспортом.
7. Транспортная тара, ее назначение и классификация.
8. Пакетирование грузов: назначение, средства пакетирования, их классификация.
9. Применение контейнеров для перевозок грузов. Классификация контейнеров.
II. Завершить расчеты и подготовить отчет по заданиям 5–6.
Литература
1. Вельможин А В. и др. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками: Учеб. для вузов. Волгоград, 2000. С. 5–27.
2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: изд. центр «Академия», 2004. С. 15–28.
|
|
ПАРАМЕТРЫ ОБЪЕКТОВ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Задание 7-грв
Определить габариты погрузочно-разгрузочного пункта (фронт погрузки и ширину площадки) для организации погрузочно-разгрузочных работ на оптовой базе. Среднее значение грузопотока – 1600 т в месяц (прием груза – 1600 т, отправка груза – 1600 т). Поступление груза – автопоездами в составе автомобиль–прицеп, отправка – одиночными автомобилями.
Решение
1. Потребность в погрузочно-разгрузочных постах для освоения заданного грузопотока (75–80 т в сутки) составляет один пост для ручной или механизированной перегрузки. Однако с учетом особенностей технологического процесса при ручной и механизированной загрузке подвижного состава потребуется иметь два поста: один для погрузки вручную и один – для механизированной. Кроме того, для приема грузов, прибывающих в составе автопоезда, потребуется иметь еще один пост. Всего, таким образом, в составе погрузочно-разгрузочного пункта потребуется иметь три поста, в том числе два для одиночного автомобиля и один для автопоезда.
2. Габариты площадки:
фронт погрузки при поточной расстановке
L фп = n п · (l a + a п) + (l ап + а п) + a п =
= 2 · (7,435 + 1,0) + (15,725 + 1,0) + 1,0 = 34,6 м;
торцовая схема расстановки подвижного состава применима только для одиночных автомобилей, поэтому схема может быть комбинированной: торцовая для двух автомобилей и поточная для автопоезда
L фк = 2 · (b a + a т) + (l ап+ а п) + a т =
= 2 · (2,5 + 1,5) + (15,725 + 1,0) + 1,5 = 26,225 м;
ширина площадки при поточной расстановке
B п = R н – R в + b а + f + 2 · f 1 =
= 9,3 – 4,3 + 0,2 + 2 · 1 = 8,2;
ширина площадки при комбинированной расстановке
|
|
B к = l a + R н – R в + f + f 1 =
= 7,435 + 9,3 – 4,3 + 0,2 + 1,0 = 13,635 м.
Таким образом, габариты площадки для расстановки автомобилей при погрузке–выгрузке (длина ´ ширина) следующие:
при поточной расстановке 34,6 ´ 8,2 м;
при комбинированной расстановке 26,2 ´ 13,6 м.
Задание 8-грв
Определить площадь для размещения склада оптовой базы. Грузопоток за месяц составляет 1600 т, структура грузопотока: в контейнерах – 30%, пакетами – 40%, в таре – 30%. Допустимая удельная нагрузка: 1-й этаж – 3 т/м2, 2-й этаж – 1,8 т/м2; высота хранилища: 1-й этаж – 4,6 м, 2-й этаж – 3,2 м.
Решение
1. Суточный грузопоток:
в контейнерах
= (Q мес/ Д р) · a к= (1600 / 26) · 0,3 = 18,5 т,
пакетами
= (1600 / 26) · 0,4 = 24,6 т,
в таре
= (1600 / 26) · 0,3 = 18,5 т.
2. Количество ярусов хранения грузов:
грузы в среднетоннажных контейнерах хранят, как правило, на открытых площадках или под навесами, чаще в 1 ярус;
грузы в пакетах могут укладываться в несколько ярусов с учетом допустимой расчетной нагрузки на пол кузова, высоты хранилища и прочности тары (упаковки).
С учетом допустимой нагрузки на пол склада количество ярусов можно определить по формуле
где z я – количество ярусов укладки пакетов;
e – допустимая удельная нагрузка на пол склада, т/м2;
e п – удельная нагрузка, создаваемая одним пакетом, т/м2.
Удельная нагрузка, создаваемая одним пакетом,
e п = q п / (l п · b п) = 0,72 / (1,2 · 1,0) = 0,6 т/м2,
где q п – масса пакета, т. В соответствии с решением по заданию 6-грв при-
нимаем q п = 0,72 т;
l п, b п – длина, ширина пакета соответственно, м.
Допустимое количество ярусов:
на 1-м этаже
z я1 = 3,0 / 0,6 = 5;
на 2-м этаже
z я2 = 1,8 / 0,6 = 3.
С учетом высоты хранилища
z я = h хр / h п;
на 1-м этаже
z я1 = 4,6 / 1 = 4;
на 2-м этаже
z я2 = 3,2 / 1 = 3.
Допустимое количество ярусов с учетом прочности тары определяет изготовитель продукции, о чем он указывает на специальной маркировке. В данном примере будем считать, что изготовитель определил три яруса.
Таким образом, пакеты как на первом, так и на втором этаже можно штабелировать только в три яруса.
Грузы в таре целесообразно хранить на втором этаже, на стеллажах. При высоте стеллажа 1 м удельная нагрузка от грузов в таре ε т не должна превышать 0,6 т/м2.
3. Площадь хранилища:
для хранения контейнеров
= n х· t х· f к· K пр· K н/ z я=
= (18,5 / 1,14) · 3 · (2,1 · 1,325) · 1,4 · 1,2 / 1 = 224,4 м2;
где 1,14 – масса груза в контейнере при γ = 0,6 – см. решение по заданию 7-грв6-грв;
для хранения пакетов
= (24,6 / 0,72) · 3 · (1,2 · 1,0) · 1,4 · 1,2 / 3 = 68,5 м2;
для хранения грузов в таре
= Q cут· t x· K пр· К н/ (e т· z ст) =
= 18,5 · 3 · 1,7 · 1,2 / (0,6 · 3) = 62,9 м2.
Следовательно, общая площадь хранилища
F c = 224,4 + 68,5 + 62,9 = 355,8 м2,
в том числе:
открытая (крытая) площадка – 224,4 м2,
двухэтажное хранилище с площадью хранения на первом этаже – 68,5 м2 и на втором этаже – 62,9 м2.
Задание 9-грв
Контейнерный терминал
На контейнерный терминал в железнодорожном подвижном составе поступают контейнеры АУК-1,25, которые затем развозятся клиентам автомобильным транспортом. Выгрузка контейнеров из железнодорожного подвижного состава и загрузка их в автотранспорт осуществляется козловым краном КК-5.
Для вывоза контейнеров назначаются 4 автомобиля. Передача контейнеров осуществляется в следующем порядке: при наличии автомобилей на терминале производится прямая перегрузка по схеме «вагон–автомобиль», при их отсутствии контейнеры выгружаются на контейнерную площадку.
Среднее расстояние развоза контейнеров l ег = 10 км, техническая скорость V т = 20 км/ч.
При перегрузке по схеме «вагон–автомобиль» время рабочего цикла крана Т ц = 2,8 мин, коэффициент использования рабочего времени h = 0,9; при перегрузке по схеме «вагон‑площадка» Т ц = 3,4 мин, h = 0,7.
Выгрузка контейнеров у клиентов осуществляется в соответствии с установленными нормативами (табл. 20).
Время работы терминала Т т = 14 ч.
|
|
Определить: суточную производительность погрузочно-разгрузочного пункта; коэффициент перегрузки погрузочно-разгрузочного пункта; размеры площадки для хранения контейнеров при сроке хранения 3 сут.
Решение
В работе любого погрузочно-разгрузочного пункта более предпочтительной является передача грузов по прямому варианту, в нашем примере – по схеме «вагон–автомобиль». Однако такой вариант передачи грузов возможен только при наличии на посту одновременно груженого железнодорожного и порожнего автомобильного транспорта. В данном примере принято, что железнодорожный подвижной состав присутствует под выгрузкой постоянно, в течение всего времени работы терминала. В связи с этим передача контейнеров по прямому варианту возможна при условии, что под загрузкой имеется автомобильный подвижной состав.
Производительность контейнерного крана определяется по формуле:
При прямой перевалке (по схеме «вагон–автомобиль») производительность
= (3600 · 0,9 · 1) / (2,8 · 60) = 19,3 = 19 конт./ч;
при перегрузке на контейнерную площадку
= (3600 · 0,7 · 1) / (3,4 · 60) = 12,4 = 12 конт./ч.
Время работы крана по схеме «вагон–автомобиль» определяется временем нахождения автомобилей под загрузкой. В свою очередь время нахождения автомобилей под загрузкой является одним из составляющих элементов развоза контейнеров и определяется по формуле:
Т (в–а) = А э × n о × t п ,
где Т (в–а) – время работы козлового крана по схеме «вагон–автомо-
биль», ч;
t п – время загрузки одного автомобиля, ч.
Время загрузки одного автомобиля можно определить по формуле:
где n к – число контейнеров, загружаемых на один автомобиль.
На автомобиль КамАЗ-5320 исходя из внутренних габаритов его кузова (5200×2320 мм) и наружных габаритов контейнера АУК-1,25 (1800×1050 мм) можно установить 5 таких контейнеров, в том числе 4 контейнера по 2 в ряд, длинной стороной вдоль кузова и один – поперек кузова. Следовательно,
t п = 5 / 19 = 0,26 ч.
Число оборотов автомобиля за время работы терминала
Время оборота автомобиля
|
|
Время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные операции на терминале и у клиентов, можно определить из соотношения
где Н к – норма времени простоя подвижного состава при погрузке (вы-
грузке) контейнера (табл. 20);
К н – коэффициент неравномерности подачи автомобилей под загрузку
(разгрузку). В данном примере К н = 1,2;
t оф – время на оформление приема-передачи груза; t оф = 5 мин;
t п–р = (0,26 + 5 / 60) + [(4 · 5 · 1,2 + 5) / 60] = 0,83 ч;
t о = 2 · 10 / 20 + 0,83 = 1,83 ч;
n о = 14 / 1,83 = 7,7 = 7.
Время работы козлового крана по схеме «вагон‑автомобиль»
Т (в–а) = 4 · 7 · 0,26 = 7,28 ч.
Время работы козлового крана по схеме «вагон‑площадка»
Т (в–пл) = Т т – Т (в–а) = 14 – 7,28 = 6,72 ч.
Число контейнеров, перегружаемых по схеме «вагон‑автомобиль»,
= 4 · 7 · 5 = 140.
Число контейнеров, перегружаемых по схеме «вагон‑площадка»,
= 6,72 · 12 = 80.
Суточная производительность погрузочно-разгрузочного поста
= 140 + 80 = 220.
Коэффициент перегрузки может быть определен с учетом того, что все контейнеры, перегружаемые на площадку, в последующем перегружаются как минимум еще один раз с площадки на автомобиль, то есть для этой части грузопотока К п = 2:
= (140 · 1 + 80 · 2) / 220 = 1,36.
Размер площадки для хранения контейнеров
где t хр – срок временного хранения контейнеров, сут.;
К пр – коэффициент использования площади склада. Для
контейнеров К пр = 1,4;
f к – площадь, занимаемая одним контейнером, м2;
z я – число ярусов хранения.
F c = 80 · 3 · 1,4 · (1,8 · 1,05) / 1 = 635 м2 .
Самостоятельные занятия по теме 9
I. Подготовить ответы на вопросы:
1. Погрузочно-разгрузочные пункты: типы пунктов, комплекс оборудования, основные параметры.
2. Расчет пропускной способности погрузочно-разгрузочного пункта.
3. Производительность погрузочно-разгрузочного пункта.
4. Согласование работы подвижного состава автомобильного транспорта и погрузочно-разгрузочных пунктов.
5. Расчет размеров площади, необходимой для организации работы погрузочно-разгрузочного пункта.
6. Нормы планирования погрузочно-разгрузочных работ.
7. Определение производительности погрузочно-разгрузочного поста по нормам времени и нормам выработки.
8. Склады: назначение, классификация.
9. Расчет параметров складов (полезная, общая площадь, суточный объем переработки грузов).
II. Завершить расчеты и подготовить отчет по заданиям 7-9 грв.
Литература
1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: изд. центр «Академия», 2004. С. 152–171.
2. Дегтерев Г. Н. Организация и механизация погрузочно-разгру-зочных работ на автомобильном транспорте: Учеб. пособие. М.: Транспорт, 1980.
3. Е.М. Олещенко, А.Э. Горев. Основы грузоведения. Учеб. пособие для студ высш. уч. завед. - М.: ИЦ «Академия», 2005.
План семинара
по теме УСТОЙЧИВОСТЬ И КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ