B зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:
- включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности.При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;
- стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы "со стороны".
П о характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:
- скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или "замаскирован" под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, "извне", используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру);
- открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе.
|
|
В зависимости от объекта наблюдений, противопоставляют друг другу два вида:
- внешнее, за поведением других людей;
- интроспекцию (от лат. "гляжу внутрь", "всматриваюсь"), то есть самонаблюдение.
Относительно времени исследования различают наблюдение:
- однократное, единичное, производимое только один раз;
- периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени;
- - лонгитюдное (от англ. "долгота"), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.
По характеру восприятия наблюдение может быть:
- сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты;
- выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (скажем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т.д.)
Пo характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:
- констатирующее, где задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты;
- оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. (используется шкала рейтинга).
По степени стандартизированности процедур выделяют:
- свободное, или поисковое наблюдение, которое, хотя и связано с определённой целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. п. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы;
|
|
– структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые (18).
Этапы научного наблюдения
1. Определение цели наблюдения (для чего, зачем оно осуществляется?);
2. Выбор объекта исследований (какой индивид или какого рода группа подлежит изучению?);
3. Уточнение предмета исследования (какие именно стороны поведения раскрывают содержание изучаемых психических феноменов?);
4. Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях или при каких условиях предмет исследований обнаруживает себя наиболее отчетливо?);
5. Подбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
6. Установление продолжительности общего времени исследований и числа наблюдений (сколько наблюдать?);
7. Выбор способов регистрации исследуемого материала (как вести записи?);
8. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения;
9. Осуществление сеанса предварительного, пробного наблюдения, необходимого для уточнения действий предыдущих этапов и выявления организационных недоработок;
10. Исправление программы наблюдения;
11. Этап проведения наблюдения;
12. Обработка и интерпретация полученной информации (18).