Э.О. – это совместная деятельность испытуемых и экспериментатора, направленное на исследование испытуемых. Испытуемый как личность влияет на результат исследования, есть зависимость от социального статуса на любых выборках и в разных странах.
артефакты – (от лат. "искусственно сделанный") коммуникативные эффекты
Основоположник изучения социально – психических аспектов эксперимента стал Розецвейг. Он выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента.
- непонимание критерия принятия решения при выборе реакции у испытуемых
- ошибка связанная с мотивацией испытуемого
- ошибка связанная с восприятием личности экспериментатора
участие испытуемых добровольно или по принуждению, т.е. могут наблюдаться следующие артефакты (противоречия).
Эффект плацебо (от лат. "поправляюсь") (механизм внушения)- это обнаруженное в медицине изменение физиологического или психологического состояния людей под влиянием препаратов или, процедур, назначенных под видом сильнодействующих средств. Механизм его основан на самовнушении и внушении.
|
|
Эффект Хоторна (испытание ведут согласно ожиданиям экспериментатора) – заключается в том, что сам факт участия в процедурах исследований способен заметно повлиять на поведение испытуемых. В частности, стимулировать осознанные или непроизвольные попытки соответствовать ожиданиям экспериментатора.
Эффект Пигмалиона - так по имени героя древнегреческого мифа, изваявшего прекрасную статую, влюбившегося в свое творение и умолившего богов оживить ее, американский психолог Роберт Розенталь назвал явление, суть которого состоит в том, что экспериментатор, твердо убежденный в правильности какой-либо гипотезы, непроизвольно начинает действовать на испытуемых таким образом, что она получает фактическое подтверждение. При этом внушение осуществляется изменением мимики, интонаций, жестикуляции, экспрессии при обращении с испытуемыми. Иногда данный феномен именуется эффектом Розенталя.
Эффект аудитории или эффект Зайонца (эффект социальной фассимиляции или эффект аудитории – присутствие любого внешнего наблюдателя изменяет поведение испытуемого) Эффект аудитории характеризуется тем, что присутствие публики или самого экспериментатора способно изменить поведение испытуемого.
- влияние оказывает не любой человек, а значимый
- влияние больше, чем труднее задание
- при соревновании увеличивается эффекть в «+» сторону или в «–»
- тревожные испытуемые при заданиях с интеллектуальными усилиями испытывают большие затруднения, чем эмоционально стабильные
действие Зайонца описывается законом мотивации. Основным мотивом является стремление к социальному одобрению, иногда испытуемые ведут эмоционально – стабильно, не поддаются влиянию экспериментатора. Стремление к позитивной самопрезентации.
|
|
Эффект первичности обозначает зависимость оценки незнакомого явления или человека от первого впечатления, произведенного им. Иногда при этом отбрасывается или искажается та последующая информация, которая противоречит уже созданному образу (18).