- предмет исследования (физический, психологический итд)
- метод исследования
– качественное иссле6дование (проводится предварительно, исследование действий, факторов без качественной зависимой)
– количественные методы (строятся с точностью всех факторов)
3. модельный эксперимент (вместо реальных объектов экспериментируют с идеальными образами и количественными зависимыми)(10). Метод моделирования, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке. Модели ситуаций строятся при помощи специальных моделирующих устройств (приборов, пультов, тренажеров), которые могут применяться в дидактических и исследовательских целях (3).
В зависимости от условий деятельности данный метод под разделяется на:
– лабораторный
Проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяются инструкциями. Многие значимые достижения психологической науки стали следствием использования лабораторных экспериментов. Однако далеко не всегда полученные при этом результаты поддаются правомерному переносу в окружающую действительность (18).
|
|
«+» | «–» |
1. обеспечивается высокая точность результатов 2. создаются оптимальные условия для исследований психологических явлений 3. осуществляется почти полный контроль за всеми переменными 4. возможны повторные исследования в аналогичных условиях | 1. условия деятельности испытуемых не соответствует реальным 2. испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований |
– естественный.
Естественный эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.
Естественный эксперимент, направленный на решение задач педагогики и педагогической психологин, обычно называют психолога-псдагогичсским.
Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внес отечественный ученый Александр Федорович Лазурский (1910) (18).
Схема экспериментального развития психологических качеств (Лазурский):
- измерение проявлении особенностей личности испытуемых;
- социально-педагогическое воздействие на них в целях повышения уровня отстающих качеств;
- повторное измерение проявлений личностных свойств испытуемых;
- сравнение результатов первого и второго измерений;
- выводы об эффективности осуществленных воздействий как педагогических приемов, приведших к зафиксированным результатам (18).
|
|
По характеру действий исследователя различают:
– констатирующий
Предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.
– формирующий эксперимент
Предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного разлития (18).
В зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты;
- поисковые, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли причинно-следственная связь между независимой и зависимой переменной, пли в чех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной;
- уточняющие, целью которых является определение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона. При этом обычно по сравнению с исходными экспериментами варьируются условия, методика, объекты исследования;
- критические, организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами;
- воспроизводящие, предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных ими результатов (18).
Структура эксперимента (планирование)
- На 1-й стадии устанавливают цель эксперимента, который м.б. проверкой гипотезы или поиск эмпирической зависимости между величинами описывающими процесс.
- проведение и контроль над проведением (обеспечение его чистоты связано с изоляцией от влияния факторов, которые могут изменить результат)
- интерпретация полученных данных и статистической обработкой.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП, включающий и себя определение темы исследования, предварительную постановку проблемы, изучение необходимой научной литературы, уточнение проблемы, выбор объекта и предмета исследований, формулирование гипотезы.
2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, предусматривающий составление программы эксперимента, в том числе выбор независимых и зависимых переменных, выявление круга контролируемых и учитываемых переменных, анализ путей достижения "чистоты" эксперимента, определение оптимальной последовательности экспериментальных действий, разработку способов фиксации и анализа результатов, подготовку необходимого оборудования, составление инструкций испытуемым, формирование выборки. В том случае, если эксперимент обещает быть длительным, дорогостоящим или трудоемким, подготовка к нему обычно предполагает осуществление пилотажного исследования, способного выявить грубые ошибки и несоответствия в экспериментальной программе.
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП, объединяющий всю предусмотренную заранее совокупность исследовательской работы от инструктирования и мотивирования испытуемых до регистрации результатов и постэкспериментальной беседы с участниками процедуры.
4. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ ЭТАП, содержанием которого является формулирование вывода о подтверждении или опровержении гипотезы на основе процедур анализа полученных результатов, а также подготовка научного отчета.