Классификация эксперимента

  1. предмет исследования (физический, психологический итд)
  2. метод исследования

– качественное иссле6дование (проводится предварительно, исследование действий, факторов без качественной зависимой)

– количественные методы (строятся с точностью всех факторов)

3. модельный эксперимент (вместо реальных объектов экспериментируют с идеальными образами и количественными зависимыми)(10). Метод моделирования, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке. Модели ситуаций строятся при помощи специальных моделирующих устройств (приборов, пультов, тренажеров), которые могут применяться в дидактических и исследовательских целях (3).

В зависимости от условий деятельности данный метод под разделяется на:

– лабораторный

Проводится в специально орга­низованных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются технические средства и специальная ап­паратура. Действия испытуемых полностью определяются ин­струкциями. Многие значимые достижения психологической науки ста­ли следствием использования лабораторных экспериментов. Однако далеко не всегда полученные при этом результаты поддаются правомерному переносу в окружающую действи­тельность (18).

«+» «–»
1. обеспечивается высокая точность результатов 2. создаются оптимальные условия для исследований психологических явлений 3. осуществляется почти полный контроль за всеми переменными 4. возможны повторные исследования в аналогичных условиях 1. условия деятельности испытуемых не соответствует реальным 2. испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований

– естественный.

Естественный эксперимент проводится в реальных усло­виях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.

Естественный эксперимент, направленный на решение за­дач педагогики и педагогической психологин, обычно называ­ют психолога-псдагогичсским.

Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внес отечественный ученый Александр Федо­рович Лазурский (1910) (18).

Схема экспериментального развития психологических качеств (Лазурский):

- измерение проявлении особенностей личности испытуемых;

- социально-педагогическое воздействие на них в целях повышения уровня отстающих качеств;

- повторное измерение проявлений личностных свойств ис­пытуемых;

- сравнение результатов первого и второго измерений;

- выводы об эффективности осуществленных воздействий как педагогических приемов, приведших к зафиксированным результатам (18).

По характеру действий исследователя различают:

– констатирующий

Предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответству­ющих качеств, а также констатацию отношений причин и по­следствий.

– формирующий эксперимент

Предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономернос­ти образования психических феноменов, определить условия их эффективного разлития (18).

В зависимости от степени разработанности пробле­мы выделяют эксперименты;

- поисковые, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли при­чинно-следственная связь между независимой и зависимой пе­ременной, пли в чех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной;

- уточняющие, целью которых является определение гра­ниц, в пределах которых распространено действие данной тео­рии или закона. При этом обычно по сравнению с исходными экспериментами варьируются условия, методика, объекты ис­следования;

- критические, организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами;

- воспроизводящие, предусматривающие точное повторе­ние экспериментов предшественников для определения дос­товерности, надежности и объективности полученных ими ре­зультатов (18).

Структура эксперимента (планирование)

  1. На 1-й стадии устанавливают цель эксперимента, который м.б. проверкой гипотезы или поиск эмпирической зависимости между величинами описывающими процесс.
  2. проведение и контроль над проведением (обеспечение его чистоты связано с изоляцией от влияния факторов, которые могут изменить результат)
  3. интерпретация полученных данных и статистической обработкой.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП, включающий и себя определение темы исследования, предварительную постановку про­блемы, изучение необходимой научной литературы, уточнение проблемы, выбор объекта и предмета исследований, формули­рование гипотезы.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, предусматривающий составление программы эксперимента, в том числе выбор независимых и зависимых переменных, выявление круга конт­ролируемых и учитываемых переменных, анализ путей достижения "чистоты" эксперимента, определение оптимальной последовательности экспериментальных действий, разработку способов фиксации и анализа результатов, подготовку необхо­димого оборудования, составление инструкций испытуемым, формирование выборки. В том случае, если эксперимент обе­щает быть длительным, дорогостоящим или трудоемким, под­готовка к нему обычно предполагает осуществление пилотаж­ного исследования, способного выявить грубые ошибки и не­соответствия в экспериментальной программе.

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП, объединяющий всю предусмотренную заранее совокупность исследовательской ра­боты от инструктирования и мотивирования испытуемых до регистрации результатов и постэкспериментальной беседы с участниками процедуры.

4. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ ЭТАП, содержанием ко­торого является формулирование вывода о подтверждении или опровержении гипотезы на основе процедур анализа полученных результатов, а также подготовка научного от­чета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: