Модели бюджетного федерализма

Различают два типа моделей бюджетного федерализма:

1) децентрализованная;

2) централизованная (кооперативная).

Децентрализованная модель

Основные черты модели:

1) процесс производства государственных благ подразделяется между тремя уровнями власти;

2) признается высокая степень финансовой независимости и самостоятельности региональных властей;

3) каждый бюджет собирает свои базовые налоги или территория выплачивает федеральный бюджет определенную фиксированную сумму или % от общей суммы фактически взимаемых в регионе налогов;

4) федеральный бюджет незначительно вмешивается в перераспределение средств между территориями.

Плюсы и минусы модели:

Плюсы Минусы
1. Повышение эффективности распределения и использования финансовых ресурсов, т.к. возрастает ответственность за принятие управленческих решений 2. Снижение трансакционных издержек 1. Рост дифференциации в доходах населения, усиление разрыва по социально-экономическому развитию регионов 2. Возрастание вероятности потери территориальной целостности страны

Централизованная (кооперативная) модель

Основные черты модели:

1) повышается роль региональных властей в системе распределения налоговых доходов и в решении макроэкономических проблем;

2) каждый бюджетный уровень формирует свои доходы на основе долевого участия в установленных налогах;

3) имеет место активная политика бюджетного выравнивания, увеличение ответственности центра за состояние региональных бюджетов.

Плюсы и минусы модели:

Плюсы Минусы
Уменьшение дифференциации в доходах населения, выравнивание социально-экономического развития территории Снижение эффективности использования и распределения ресурсов, т.к. снижается ответственность за принятие управленческих решений

Принципы эффективного распределения доходов и расходов бюджетов:

1. Перечень налоговых поступлений территорий Федерации должен обеспечивать достаточную стабильность доходов бюджетов.

2. Должен соблюдаться принцип равенства субъектов Федерации: приоритеты и льготы при формировании доходов бюджетов не допустимы.

3. Разделение доходов между бюджетами следует осуществлять в соответствии с разграничением объектов расходов.

4. Следует свести к минимуму перераспределение ресурсов при разделении бюджетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: