Рассмотрим тождество (7.1). Во-первых, часть национального дохода расходуется на налоги. Во вторых, частный сектор получает от государства трансфертные выплаты, которые дополняют доход. Поэтому левую часть тождества (7.1) можно записать так:
Yv≡Y+ТR-Т, (7.4)
где Yv - располагаемый доход. Следовательно, все тождество (7.1) принимает вид:
Y+ТR-Т≡С+S (7.5)
или Y≡С+S-ТR+Т. (7.6)
Теперь рассмотрим модификацию тождества (13). К частным расходам на потребление и инвестициям добавляются расходы государства и тождество записывается следующим образом:
Y≡С+I+G. (7.7)
Тождество (7.3), соответственно, принимает вид:
С+I+G≡У≡С+S-ТR+Т. (7.8)
После несложных преобразований получаем:
S-Y≡G+ТR-Т. (7.9)
Правая часть тождества (7.9) выражает государственный бюджет. Сумма G+ТR представляет собой государственные расходы, величина Т -доходы.
Государственные доходы
Рассмотрим более подробно структуру бюджетных доходов. Доходы бюджета складываются из налоговых и неналоговых поступлений. В странах с рыночной экономикой налоговые поступления преобладают.
Налоги разделяются на три труппы:
1. Налоги на доходы. Сюда относятся в том числе подоходный налог, отчисления из заработной платы на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций.
2. Налоги на расходы. Эта группа включает среди прочего налоги с продаж, акцизы, импортные тарифы.
3. Налоги на собственность. Сюда входят налоги на наследство, на дома и строения, сельскохозяйственные угодья, землю.
Налоги также могут быть разделены на прямые и косвенные. Прямые налоги - это налоги, которыми облагаются индивидуумы и фирмы. Здесь сумма налога четко выделена. Косвенные налоги - это налоги на продажу товаров и услуг. Суммы этих налогов включены в цену и не видны всем участникам торговой сделки.
Неналоговые поступления представляют собой преимущественно прибыли государственных предприятий.
Величина налоговых доходов бюджета может быть выражена формулой:
Т=tYY, (7.10)
где tY налоговая ставка.
Из уравнения (7.10) видно, что доходы правительства зависят от двух переменных - величины национального дохода и ставки налогообложения. Правительство не властно определять величину Y, однако уменьшить величину tY оно может. Поэтому рассмотрим подробнее влияние изменений налоговых ставок на налоговые поступления. Решение этого вопроса будет различаться в зависимости от того, теоретический аппарат какой из западных макроэкономических школ мы будем использовать - кейнсианской или неоклассической. Рассмотрим сначала кейнсианскую версию.