Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизводство человеком его опыта.
Продуктивность памяти характеризуется степенью вспоминания, запоминания, забывания, затухания, узнавания.
Запоминание происходит при зрительном, слуховом и сенсорном восприятии. Наиболее эффективно для запоминания комбинированное восприятие. В среднем, люди 45 % времени слушают, 14 % читают.
По статистике, человек воспринимает зрительно 83 % всей поступающей к нему извне информации, на долю слуха приходится 12 %, на долю вкусовых ощущений и осязания – 2 %, на долю обоняния – 3 %.
При накоплении информации в памяти сохраняется от слышанного - лишь 20 %, от виденного – до 40 %, от виденного и слышанного – до 80 %.
Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенными знаниями. Сторонники Гештальт-психологии считают, что лучше всего запоминается то, что еще не закончено.
Принципы запоминания.
1. запоминание происходит тем лучше, чем выше уровень овладения материалом;
2. при одинаковом уровне овладения материалом запоминанию способствует осмысленность запоминаемого или же более дробный способ подачи материала;
3. запоминание тем лучше, чем больше повторяется заучиваемый материал.
Сохранение - это накопление информации. Оно имеет избирательный характер. Сохранение текстового материала определяется степенью значимости для конкретной личности и степенью участия в деятельности конкретной личности (т.е. насколько часто личность обращается к данному текстовому материалу).
Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратной пропорциональности к объему этого материала. Лучше всего сохраняются отдельные положения текста, хуже сохраняются отдельные смысловые единицы, еще хуже – содержание текста, поэтому сохраняющийся в памяти материал приобретает все более обобщенный характер (данное обстоятельство очень существенно при составлении рекламы).
Воспроизведение – это процесс памяти, в результате которого происходит возобновление закрепленного ранее материала.
Воспроизведение различается по степени легкости или трудности.
Выделяют три вида воспроизведения:
1. узнавание – воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного его восприятия;
2. собственно воспроизведение – осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится;
3. припоминание – трудная воспроизводимость объекта. Успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознана задача по воспроизведению. Выделяют следующие приемы припоминания:
· составление мысленного или написанного плана припоминаемого материала;
· активное вызывание в себе образов припоминаемых объектов.
Забывание – исключение материала из деятельности. Забывание оказывается тем глубже, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.
При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью забыт. Забывается конкретная форма материала, в то время как его существенное содержание включается в соответствующие знания, формы поведения человека и воспроизводится в этих формах.
Выделяют следующие виды забывания:
· полное (товар и его характеристики не только не воспроизводятся, но и не узнаются);
· частичное (происходит, во-первых, тогда, когда человека воспроизводит его частично / с ошибками; во-вторых, когда только узнает, но не может воспроизвести материал)
· длительное (человеку требуется достаточно длительный временной промежуток для воспроизведения материала или объекта);
· временное, непродолжительное (человек не может воспроизвести нужный ему материал в данный момент, а способен это сделать через некоторое время).
Особенности забывания:
· процесс забывания протекает сначала быстро, затем медленно (т.е. забывание происходит быстрее всего - сразу после заучивания, через некоторое время этот процесс замедляется);
· чем выше уровень овладения последующим материалом, тем быстрее происходит забывание предыдущего;
· при осмысленном запоминании забывание протекает медленнее.
Необходимо повторять и применять усвоенные знания на практике, чтобы избежать их забывания.