Но дело не только в этом. Мы должны признать, что, строго говоря, жизнь не ведает смерти. Действительно, рассмотрим внимательно ранние стадии развития многоклеточного живого существа, а именно человека (рис. 20).
Рис. 20. Развитие человеческого существа
Первый этап связан с оплодотворением материнской клетки сперматозоидом. Далее происходит дробление зиготы - сперва вдвое, затем еще раз вдвое, затем - постоянное накопление клеточной массы без клеточной дифференциации. Следующий этап - перемещение цитологических масс, когда образуются три зародышевых листка - эктодерм, мезодерм и эндодерм. Далее происходит т. н. Первичный органогенез и формируется комплекс осевых органов: нервная трубка, кишечная трубка и хорда. Затем формируются собственно органы и, наконец, наступает момент рождения. Человек живет, умирает, но если он успевает породить потомство, то передает ему часть себя в виде цитоплазмы материнской клетки и прочих ее Неточных органелл.
Таким образом, геном передается не одним лишь клеточным (внутриядерным) ДНК, он состоит из:
- суммарного генетического материала отца и матери, сформированного сложным пространственным образом;
- акустического поля, возникающего как результат вибрации ядра, окруженного цитоплазмой и мембраной;
- клеточной цитоплазмы и других составляющих оплодотворенной яйцеклетки, чью преемственность, в принципе, мы можем проследить i вплоть до первого человека.
По мере зародышевого развития влияние наиболее глубинных структур размывается, а влияние собственно генной информации возрастает. Мы можем проследить следующие принципиальные этапы:
- этап непосредственно перед оплодотворением, когда вся совокупность будущего генома сосредоточена в двух половых клетках - отцовской и материнской;
- этап оплодотворенной материнской яйцеклетки, в которой проявлен весь геном и все его информационные носители (и, соответственно, составляющие) задействованы одновременно - и родительская цитоплазма, и акустическое поле, и генерирующий его и обладающий изначальной структурой ядерный генетический аппарат;
- этап дробления зиготы, когда в трансляции генома задейство- | ваны все три информационных носителя, клетки не дифференцированы и постепенно происходит падение значения родительской цитоплазмы; акустическое поле материнской клетки заменяется совокупным полем бластомеров, к концу этого этапа деление становится асинхронным;
- этап зародышевых листков, когда ситуация принципиально меняется: такой носитель, как родительская цитоплазма, уже не имеет никакого значения, клетки начинают дифференцироваться, таковой управляет конфигурация совокупного акустического поля, структурно весьма далекого от поля родительской клетки;
- этап первичного органогенеза, когда происходит дальнейшая дифференциация клеток, структура управляющего поля меняется, но оно еще носит, отчасти, единый общеорганизменный характер;
- этап зародышевого развития в форму, присущую человеческому существу, происходит пренатальная закладка всех органов и систем, единство акустического поля утрачивается;
- этап постпренатального роста и развития, созревания человеческого существа во взрослый организм, который начинается рождением, т. е. индивидуализацией человеческого существа, т. е. отделением его от материнского организма; он заканчивается половым созреванием;
- этап возмужания и старения; на этом этапе происходит «сброс» целостного генома в виде родительских половых клеток; трансляция собственного генома путем репликации ядерного генетического материала постепенно ухудшается - ошибки трансляции и приводят к смерти; _ этап умирания, деструкции генома в форму, не позволяющую поддерживать вертикальное единство человеческого существа (рис. 21).
Рис. 21. Этапы формирования, развития, роста и умирания человеческого существа
Вновь мы видим, во-первых, выделенность девяти зон или уровней, из которых, во-вторых, лишь семь принадлежат собственно человеческому существу, а высшая (+0) лежит за пределами его пренатальной истории, низшая же (-0, смерть) знаменует собой полный распад единства. Все указанные зоны или уровни могут быть расположены вдоль оси развития, причем в двух «рядах» - генома и фенотипа, из которых второй - проявление первого.
Поскольку объем читаемой информации генома со временем уменьшается, определим генотип как читаемую часть генома и рассмотрим участки оси развития, учитывая, во-первых, ее двойственное проявление в виде серии генотипов и реализованных на их базе фенотипов, а, во-вторых, различие между зонами (уровнями оси) и участками читаемого генома, представляющими собой сумму низлежащих зон:
- Уровень (зона) 7 - зона Адама; ей соответствует целостный геном и полностью реализованный фенотип (назовем их иначе планетарными);
- уровень (зона) 6 - зона патриархов; ей соответствуют генотип и фенотип Homo;
- уровень (зона) 5 - зона пращуров; ей соответствуют генотип и фенотип этноса;
- уровень (зона) 4 - зона предков; ей соответствуют генотип и фенотип рода;
- уровень (зона) 3 - зона родителей; ей соответствуют генотип и фенотип семьи;
- уровень (зона) 2 - зона индивида; ей соответствуют генотип и фенотип индивида;
- уровень (зона) 1 - зона особи; ей соответствуют генотип и фенотип особи.
НЕ принадлежат собственно человеческому существу зоны:
- уровень (зона) + 0 - зона сянь («бессмертного»);
- уровень (зона) - 0 - зона смерти.
Уровни + 0, 7, 6 образуют участок ян, уровни с 5 по 3 - участок юань, уровни 2, 1,-0- участок инь.
Если рассматривать личную историю человеческого существа, то, начиная примерно с периода полового созревания и до существенного разрушения данных структур зоны особи, у него есть потенциальная возможность, включая путем соответствующей работы нечитаемые участки генома (ведь целостный геном всегда потенциально доступен), осуществить личную эволюцию из состояния инь - в состояние ян - и далее, к состоянию сянь, знаменующему начальную точку нового этапа развития Активного Сознания, в иной, «нечеловеческой» форме реализации. С этапами такой эволюции и связаны, главным образом, используемые нами (условные) названия зон и типов оси развития. Впрочем, как мы увидим в дальнейшем, они не произвольны, а отражают конкретные реалии, обусловленные структурными феноменами и фрактальностью организации, в том числе и «человеческого» мира.
На данном этапе изложения для пояснения сказанного мы можем изобразить развитие конкретного человека от базового «архетипа Адама» в виде следующей условной схемы (рис. 22).
Эволюция с подключением «спящих» информационных зон генома представляет собой, как мы видим, в определенном смысле, «возврат к Адаму»[19] или «обретение подобия».
Рис. 22. Развертывание типа конкретного человека от базового архетипа Адама
Она идет, прежде всего, через восстановление целостного биополя, через зону юань и обретение «общечеловеческих качеств», не отменяющих, тем не менее, индивидуальности, которая лежит в основе витка «личной эволюции», в определенном смысле обратного витку «реализации начального фенотипа» (рис. 23).
Рис. 23. Развитие от родительской яйцеклетки и личная эволюция